Минамото-но Тамэтомо — один из величайших лучников в истории Японии. или первый самурай совершивший сеппуку(харакири)

Минамото Тамэтомо – один из самых известных воинов в истории Японии, образ которого использовался в живописи, литературе, поэзии и даже политике.
Прекрасный лучник и смелый воин, чья жизнь являлась примером для многих поколений самураев.

Молодость Тамэтомо
Тамэтомо был восьмым сыном Минамото Тамэёси из рода Минамото-Сэйва, рода, который подарил Японии многих славных воителей.
Уже с детства наш герой отличался буйным характером, по причине которого постоянно задирался со всеми старшими братьями. Такое поведение огорчало его отца, в результате чего Тамэтомо отправили жить на остров Кюсю. Там молодой воитель не терял времени даром, породнился с представителем местной аристократии, назвал себя главным усмирителем Кюсю и решил «подчинить тех, кто не выполнял распоряжение властей». Правда, я думаю, что более верно было бы назвать эти действия разбоем или чем-то близким к этому. Посудите сами. Тамэтомо без какого-либо распоряжения властей с помощью своего тестя Асо Тадакуни вступает в бои с могущественными местными родами. За три года молодой воитель подчинил себе весь Кюсю и без приказа свыше стал военачальником, усмиряющим злодеев, но почему-то вместо писем благодарности за «подвиги» правительство получает одну жалобу за другой на действия Тамэтомо от руководителей провинций. Доходит до того, что руководителю (генерал-губернатору) Кюсю предписывают усмирить смутьяна силой оружия, но победить Тамэтомо оказалось невозможным, повеление императора о явке во дворец для рассмотрения вопросов о его деятельности наш герой также игнорировал.
За действия сына пришлось расплачиваться отцу, и в 1154 году Минамото Тамэёси, отец Тамэтомо, был лишен должности младшего военачальника Правой привратной стражи. Всё это, на мой взгляд, указывает на то, что Тамэтомо занимался на Кюсю явно незаконной деятельностью. И еще один штрих к портрету лучшего воина Японии. На момент начала «покорения» Кюсю Тамэтомо было всего тринадцать лет. К пятнадцати годам он уже побывал в двадцати больших битвах, «а в умении взять крепость или одержать победу над врагом ему не было равных».
Помимо выдающихся военных качеств, наш герой также обладал удивительными физическими параметрами. Согласно «Повести о смуте годов Хогэн», к 18 годам рост Тамэтомо составлял 207,2 см, а левая рука, которой он держал лук, была длиннее правой на 12 сантиметров! Конечно, такие пропорции стоит воспринимать скептически, как литературный приём, который использовался сказателями, чтобы подчеркнуть мощь героя.
В 1156 году навыки и таланты такого необычного человека стали крайне востребованы.
Тамэтомо и смута годов Хогэн
Итак, 20 июля 1156 года в столице неспокойно, умирает экс-император Тоба. Его смерть послужила спусковым механизмом для событий, известных как «смута годов Хогэн». Причиной смуты послужил спор о престолонаследии. Экс-император Тоба хотел, чтобы императором был Го-Сиракава, между тем у Го-Сиракава был брат, экс-император Сутоку, который хотел возвести на престол своего сына. В итоге, из-за отсутствия чётких законов о престолонаследии и сложности взаимоотношений внутри императорской семьи всё это вылилось в вооруженное столкновение, для победы в котором каждый из императоров стал созывать к себе воинов.
Мятежный экс-император Сутоку призвал себе в помощь Минамото Тамэёси и его детей, среди которых оказался и наш герой. Вообще, Тамэёси, рассказывая о своих потомках, отмечал, что из них только двое могут быть военачальниками: его старший сын Минамото Ёситомо, но он выступал на стороне оппонентов, и Минамото Тамэтомо, которому на тот момент было восемнадцать лет. Желая искупить свою вину перед отцом, а также показать свою богатырскую натуру, наш герой выступает на стороне мятежника экс-императора Сутоку.

Ночное сражение
Итак, 20 июля 1156 года умер император экс-император Тоба, а уже ночью 29 июля 1156 года состоялось сражение, которое решило, кому из двух братьев предстоит править Японией.
Незадолго до сражения в ставке мятежников состоялось военное совещание, на котором обсуждалась тактика военных действий против противника. Минамото Тамэтомо как бывалый вояка выступил за ночную атаку на дворец врагов. Вот как он описан в военном эпосе (гунки) «Смута годов Хогэн»:
«C малых лет я жил в Девяти землях (Кюсю) и сражался более чем в двадцати больших битвах. Как я знаю из опыта прошлых сражений, чтобы обратить противника в бегство и победить, ничего нет лучше, чем ночное нападение! Сегодня среди ночи, пока не рассвело, я, Тамэтомо, выступлю и пойду к дворцу Такамацу (двор императора Го-Сиракава) – с трёх сторон пустим огонь, а с четвертого нападем, тогда тех, кто будет спасаться от огня, мы будем поражать стрелами, а кто будет спасаться от стрел – тех не минует огонь <……> Нынешнего государя постараются увезти куда-нибудь, тогда я, Тамэтомо, пущу в Паланкин Феникса (императорский паланкин) стрелу, носильщики в ужасе бросят его и разбегутся, а мы перевезём государя сюда, в этот дворец, заставим отречься от престола, вы примете титул государя – нет никаких сомнений, что у нас всё получится!»
Далее свидетельства расходятся. В «Повести о смуте годов Хогэн» план Тамэтомо не был принят экс-императором Сутоку, а «Нихон гайси» говорит о том, что план не понравился Фудзивара Ёринага (ближайший советник Сутоку). Можно выделить две причины недовольства этим планом. Во-первых, план казался крайне грубым и вероломным. Экс-император или его советник хотели, чтобы бой прошел по всем правилам, видимо, чтобы потом никто не говорил, что Сутоку подлостью заполучил трон. Во-вторых, по мнению экс-императора или его советника, у них недоставало воинов, поэтому было необходимо дождаться отряд вооруженных монахов из Нара, которые должны были подойти 29 июля к часу Дракона (9-11 часов утра), чтобы потом начать вести полномасштабные боевые действия. В общем, столкнулись боевая удаль и осторожность. По результатам военного совета решили дожидаться прибытия монахов из Нара. Тамэтомо, конечно, считал, что такая осторожность их погубит, поскольку враг применит против них аналогичную тактику, но кто его слушал?
В это время в ставке императора Го-Сиракава Минамото Ёситомо предлагает план, который полностью аналогичен плану Тамэтомо. В отличие от Сутоку Го-Сиракава не страдал представлениями о «правильных сражениях», поэтому одобрил этот план, полностью доверившись опыту людей, разбирающихся в войне.
Нападение войск императора Го-Сиракава началось 29 июля 1156 года в час Тигра (3-5 часов утра). Тамэтомо вместо со своими двадцатью восемью воинами с Кюсю встал на оборону западных ворот. Согласно «Повести о смуте годов Хогэн», длина лука нашего героя составляла примерно 255 см. Уверенность Тамэтомо в своих силах была такова, что он отказался от помощи братьев в обороне ворот, мотивировав это тем, что наличие братьев не даст понять, «то ли они плохи, а я смел, или я нехорош, а они молодцы».
Первыми воинами, с которыми столкнулся Тамэтомо, были воины клана Тайра, и вот здесь Тамэтомо показал свою непревзойденную силу и мастерство лучника. Первыми жертвами нашего героя стали два брата – Ито Го (пятый сын) и Ито Року (шестой сын). Тамэтомо выстрелил в Ито Року, пронзив грудную пластину его доспехов, стрела прошла навылет и прошила насквозь левый наплечник Ито Го, ранив его.
Увидев силу нашего героя, предводитель клана Тайра, Тайра Киёмори, решил атаковать другие ворота. Единственным из его дружины, кто решил бросить вызов Тамэтомо, стал Ямада-но Косабуро Корэюки из земли Ига. Результат ожидаемый, несмотря на то, что у Корэюки получилось попасть в латную юбку-кусадзури Тамэтомо, ответной стрелы нашего героя он не пережил.
«Стрела с треском разбила переднюю луку седла Корэюки, пробила несколько слоёв латной юбки-кусадзури, пронзила седока насквозь и застряла в задней луке седла. Корэюки, видно, жалея, что поражён первой же стрелой, поспешно достал еще одну стрелу, поднял лук, дважды, трижды понукал коня – но помутилось у него в голове, разом выронил он лук со стрелой, поник и повалился. Держала его в седле стрела, но потом переломилась, и он упал».
После сражения с воинами клана Тайра настало время для битвы с воинами родного клана Минамото и братом героя – Минамото Ёситомо. Во время встречи на поле боя братья обменялись «любезностями». Ёситомо указал Тамэтомо, что от того, кто поднимает руку на старшего брата, отворачиваются боги и будды, на что Тамэтомо резонно спросил о том, что делают боги и будды с людьми, которые поднимают лук на отца (Минамото Тамэёси). Несмотря на это, Тамэтомо пощадил своего брата в битве, решив, что если войска мятежников потерпят поражение, Ёситомо спасёт своего отца и братьев.
Несмотря на храбрость нашего героя, силы были неравны, Ёситомо поджег усадьбу придворного, находившуюся около дворца мятежников, огонь перекинулся на дворец, началась паника. Подкрепление в виде монашеской дружины из Нара не успело подойти, и к часу Дракона (9-11 часов утра) всё было кончено. Мятежники потерпели полное поражение.

Преследование и ссылка Тамэтомо
После битвы началось преследование мятежников и их дальнейшая ссылка или казнь. Мятежного экс-императора Сутоку сослали на отдаленный остров (https://vk.com/wall-84374421_37765, https://vk.com/wall-84374421_37756), его ближайший советник, Фудзивара Ёринага, погиб от ранения. Еще более трагическая судьба ожидала представителей клана Минамото, которые выступили на стороне мятежников. Минамото Тамэёси, а также его сыновья, кроме Минамото Тамэтомо, были казнены. Тут стоит сказать, что Тамэёси принял монашество и сдался на милость своего сына – Минамото Ёситомо, надеясь, что сын, который был архитектором победы, сможет обеспечить своему отцу ссылку. Не получилось. Ёситомо был вынужден по приказу императора казнить своего отца, братьев, которые выступали на стороне отца, а также четверых малолетних братьев (от 7 до 13 лет). Фактически Ёситомо, победив в битве с мятежником, проиграл, поскольку уничтожил почти всех представителей своего клана.
Что же стало с нашим героем? После поражения Минамото Тамэтомо скрывался в небольшом горном храме в земле Ооми, целью его было попасть на Кюсю, где правительственным войскам было бы гораздо труднее достать его и призвать к ответу. К сожалению, здоровье подвело нашего героя, он заболел и слег, вследствие чего был вынужден восстанавливать силы на горячих источниках, которые находились неподалеку от храма. Там он был обнаружен (всё-таки двухметровые японцы - это довольно большая редкость даже сейчас) и схвачен. По какой-то причине его не казнили.
Возможно, причина крылась в том, что государь уже совершил множество казней, что рассматривалось в целом как негативное действо. В конфуцианском идеале государь должен был быть гуманен, амнистии преступников считались действием, угодным Небу, поэтому с этой точки зрения казнь рассматривалась как крайняя мера, которой следовало избегать. Буддизм с его поощрением ненасилия и верой в карму также не мог позитивно относиться к смертной казни. Не стоит забывать также о том, что японцы верили, что человек, умерший в злобе и обиде, особенно если это человек могущественный, может вернуться в качестве мстительного призрака – онрё. В любом случае, Тамэтомо сохранили жизнь и отправили в ссылку, а перед отправкой в ссылку Минамото Ёситомо вывихнул младшему брату обе руки в плечах, чтобы он не смог снова взять в руки лук и учинить смуту.
Но разве такие меры могли остановить такого воина, как Тамэтомо?
Жизнь в ссылке. Последняя битва Тамэтомо
После смуты годов Хогэн нашего героя сослали на остров Оосима в Идзу, но вывихи сами собой вправились, руки из-за этого у него удлинились на две ладони, что компенсировало недостаток силы после травмы, поскольку натяжение лука стало слабее, зато стрелы стали длиннее.
С присущей для себя бодростью и энергией наш герой начал захватывать в ссылке ближайшие к нему острова: Оосима, Миякэ, Кодзу и др. Все эти острова были владениями Мия-но Тосай Мотимицу, который собирал с них дань. Управлял же островами от его имени Сима-но Сабуро тайфу. С этим-то Сима-но Сабуро тайфу и породнился наш герой, став его зятем. Видимо, Тамэтомо считал, что раз он является зятем управляющего и «захватил» острова, то и отправлять дань Мотимицу не нужно. Такое поведение, как вы понимаете, вызывало гнев Мотимицу на управляющего, в результате чего Сима-но Сабуро тайфу отправил Мотимицу годовую дань. Тамэтомо, как только узнал об этом, связал тестя и отрубил ему все пять пальцев на правой руке. Как видите, наш герой не отличался мягкостью и сентиментальностью даже по отношению к своей родне.
В ходе военной экспансии Тамэтомо нашёл "Остров демонов" (совр. остров Аодзима). На острове жили люди-дикари ростом более трёх метров и с мечами на правом боку, но довольно безобидные по сравнению с Тамэтомо. Последний, не долго думая, направил свой лук на дикарей, пообещав перестрелять их всех, если они ему не подчинятся. Дикари, хоть и были потомками демонов, подчинились могучему богатырю.
В общем, вся эта активность привела к тому, что по жалобе Мотимицу экс-император Го-Сиракава, который уже передал императорский титул императору Нидзё, выслал за Тамэтомо карательную экспедицию численностью в пять сотен человек более чем на сотне лодок (по иным версиям лодок было 20).
Тамэтомо не пользовался популярностью на островах, поэтому выступить в его защиту никто не решился, пришлось решать проблему самому. Наш герой взял лук и стрелы, выстрелил в одну из лодок и потопил её со всеми воинами. Увидев, что добраться на лодках не представляется возможным, воины экспедиции оставили своё продвижение и начали обсуждать возможность укрепления защиты лодок. Поняв, что справиться со всеми Тамэтомо не сможет, а быть бесчестно зарубленным превосходящими силами противника ему было не с руки, наш герой решил совершить сэппуку (харакири). Вот как это описано в «Смуте годов Хогэн».
«<…...> призвал своего старшего сына, которому было девять лет от роду, схватил его, отрезал голову и отбросил. Жена его, увидев это, убежала и скрылась со вторым сыном семи лет и пятилетней дочерью. Тамэтомо поджёг дом, взрезал себе живот и повалился ничком.»
Голову Тамэтомо отослали в столицу, но есть и другая версия этих событий. В частности, она говорит о том, что Минамото Тамэтомо сумел скрыться на Окинаве, где стал отцом Сюнтэна, основателя новой «королевской» династии Рюкю (считается, что он правил в 1187 – 1237 гг.); в официальных летописях королевства Рюкю «Тюдзан сэйкан» (1650 гг.) и «Тюдзан сэйфу» (1697 – 1701 гг.), которые были написаны после того, как королевство признало себя вассалом японского княжества Сацума, эта легенда использована как «доказательство» родства королей Рюкю с императорской династией Японии.
Вот такой вот у нас самурайский герой, в котором сплелись миф и реальность. Минамото Тамэтомо – один из самых известных воинов в истории Японии, образ которого использовался в живописи, литературе, поэзии и даже политике.
Между тем, стоит с грустью признать, что скорее всего почти вся биография нашего героя - это позднейшая выдумка сказателей. В источниках современников смуты годов Хогэн Тамэтомо упоминается только в качестве одного из участников конфликта, а в дневнике придворного Тайра Нобунори, Хёханки, который считается наиболее достоверным источником о смуте годов Хогэн, Тамэтомо даже не упоминается в качестве участника ночной битвы за дворец Сутоку.
Несмотря на это, Минамото Тамэтомо является одним из образцов самурайской доблести, на примере которого воспитывалось не одно поколение японцев. Более того, японцы не сомневались в достоверности его биографии: так, когда Рай Дзё пишет свою «Нихон гайси» в 19 веке, он берет вариацию биографии Минамото Тамэтомо из «Смуты годов Хогэн». Поэтому и завершить наш рассказ я хочу словами из гунки «Смута годов Хогэн», которую я уже много раз упоминал и которая является одним из основных источников о жизни нашего героя:
«Ныне же Тамэтомо в тринадцать лет направился в Цукуси, за три года подчинил себе весь Тиндзэй, самовольно стал военачальником, усмиряющим злодеев, управлял там шесть лет, в восемнадцать он прибыл в столицу, сражался с государевым войском. Ему выдернули руки, сослали на остров Оосима в Идзу – вот такое мужество он проявил! В двадцать восемь лет он погиб, но пал не от руки врага, а убил себя сам. Никто из Минамото не сравнится с Тамэтомо!».
Источники:

- «Повесть о смуте годов Хогэн» (пер. Вячеслава Онищенко). Опубликована в сборнике «Японские сказания о войнах и мятежах».

- «История сёгуната в Японии (Нихон гайси)» (пер. В.М. Мендрина).

- Синицын А.А. «Самураи - рыцари страны восходящего солнца».

- Paul Varley «Warriors of Japan: As Portrayed in the War Tales».

- Тёрнбулл С. «Самураи. Военная история».

- Башкеев Е.С. «Мифология Рюкю: Мифы о сотворении ойкумены и возникновении общества (часть 1)».