Кекусинкай – детище Мас.Оямы. Игорь Оранский

Из всех великих мастеров каратэ Масутацу Ояма является, пожалуй, личностью наиболее одиозной. Потому что чего только не было в фантасти ческой его жизни - отшельничество в горах, поединки с быками, демонстрация сверхчеловечес ких возможностей и, наконец, создание нового стиля, завоевавшего признание во всем мире... Ояма родился 27 июля 1923 года в Корее неподалеку от Сеула. Боевыми искусствами он начал за ниматься в девять лет и четыре года спустя - неслыханное дело - получил черный пояс. А в 1938 году вместе с родителями переехал в Японию, где поступил в авиационное училище, а главное - на чал одновременно посещать клубы каратэ и дзюдо.

По окончании училища в 1940 году семнадцати летний Ояма имел уже второй дан по каратэ и первый по дзю-до. По иерархической лестнице он мчался со скоростью просто невероятной, одним прыжком преодолевая ступени, на которых большинство топчется по нескольку лет. Видимо, и вправду одарен он был феноменально, раз даже принцип выслуги лет на него не распространялся.

Каратэ Ояма начал заниматься у Гитина Фунако-си, создателя стиля Сетокан. Наверное, не случай но после окончания училища Ояма поступил в университет Такусоку, клуб которого был базой Фунакоси. Клуб каратэ Такусоку является колыбе лью стиля Сетокан, о суровости занятий в нем ходят легенды, и вышло из него немало именитых ныне мастеров - например, известный во всем мире Хироказу Каназава.

Из-за войны учеба Оямы была прервана, хотя и не сохранилось сведений о том, участвовал ли он в боевых действиях. Мастер, он в любой школе мастером и остается - подобно тому, как самурай, в совершенстве владевший мечом, был специа листом в области чайной церемонии, стихосло жения и каллиграфии.

Вернувшись из армии, Ояма решил полностью посвятить себя боевым искусствам и перевелся на факультет физического воспитания универси тета Васэда. Каратэ в трактовке Фунакоси пере стало его устраивать - Фунакоси, стремясь к по пуляризации и массовости, старался сделать ка ратэ доступным для всех, упрощая ката и проводя поединки по максимально безопасным правилам, тем самым делая их условными и сильно отда лялся от реальности.

То ли война пробудила в корейце самурайский дух, то ли были другие причины, но отказ от традиций каратэ как боевого искусства вызвал у Оямы неприятие, и он обратился к первоисточни кам, начав изучать историю самурайства и био графии великих мастеров, в первую очередь легендарного мастера кэндо Миамото Мусаси. И, подобно ему, решил в поисках своего пути на вре мя покинуть мир. В конце 1946 года Ояма в пер вый раз обрек себя на несколько месяцев добровольного отшельничества и обосновался в гордом одиночестве на горе Синобу. Там, подвергая себя невероятным испытаниям, он оттачивал тех нику, укреплял тело и занимался медитацией. Результаты не замедлили сказаться. Вернувшись в мир, Ояма в 1947 году принял участие в первом Всеяпонском чемпионате и занял первое место (с учетом того, что поединки проводились только в одной категории - абсолютной, - это говорит о мно гом). После соревнований Ояма получил высокий четвертый дан, но для себя он уже избрал другой путь. Вскоре он вновь ушел из мира и восемнад цать месяцев провел на горе Киедзума. Распорядок жизни Оямы в горах заставил бы побледнеть самых заслуженных аскетов и самоис тязателей. Вставал он в четыре часа утра, по сто раз в день выполнял ката, по тысяче раз отжи мался на кулаках и пальцах, до изнеможения поднимал тяжести и отрабатывал технику - говорят, даже вступал в рукопашные схватки с дикими зверями. Особое внимание он уделял разбиванию предметов - тамэсивари, - которому в созданном Оямой стиле придается очень серьезное значе ние (в отличие от других стилей, где предметы разбивают только на показательных выступлени ях).

В Кекусинкай, стиле Оямы, ломают все, что мож но, - доски, кирпичи, черепицу и т. д., ломают пальцами, кулаками, локтями, ребрами ладоней, пят ками и даже головами. Причем тамэсивари присутствует не только на тренировках и экзаменах на пояса, но и на соревнованиях - если поединок заканчивается с ничейным результатом даже в дополнительное время, выигрывает тот, кто разобьет ударом кулака больше досок. Ояма в тамэсивари достиг настоящего совершен ства - впоследствии на демонстрациях, проводи мых им в США, он на глазах ошеломленной публи ки ломал даже предметы, которые по природе своей ломаться не должны. По его теории тамэ сивари - это форма активной медитации, своего рода сатори, то есть просветление: прежде чем расколоть предмет, надо расколоть его мыслен но, и когда ты увидишь его разбитым, то можешь выполнять удар, не чувствуя при этом боли и не слыша собственного крика - в противном случае к предмету лучше не подходить. Ояма вспоминал, как пришел к этому, - живя в горах, он наткнулся как-то на огромный обломок скалы и попытался разбить его рукой, но безус пешно. Ценой невероятных усилий Ояма прита щил камень к своему шалашу, но многочисленные попытки осуществить навязчивую идею заканчи вались неудачей. И вот однажды ночью он увидел во сне злополучный обломок скалы расколотым на части, встал, вышел из шалаша и развалил его од ним ударом.

Во время отшельничества Ояма определил все основные аспекты своего стиля. Будучи очень сильным физически - невысокий Ояма на всех фотографиях кажется почти квадратным и излу чает невероятную мощь, - он сделал особый упор на силовую подготовку. Равно как и на подготовку тела, которое мастера Кекусинкай накачивают и набивают так, что и в страшном сне не приснится. сопернику после удара такой ногой, говорить не приходится), такими же бревнами набивают сами себе солнечное сплетение и печень, а уж на тре нировках бьют друг друга только в полный кон такт. Не очень приятно, конечно, зато пробить ударом столь подготовленного человека весьма непросто. А уж о том, как набиваются ударные части, даже упоминать не стоит - и так понятно. Всю систему стиля Ояма построил на том, чтобы человек постоянно преодолевал свое «я», и про цесс духовного воспитания идет через постоян ное преодоление трудностей. По принципу - если устал, сделай еще раз. Так несколько лет назад в одном московском клубе на предновогодней тренировке своеобразно попрощались с уходящим го дом, выполнив по 1990 ударов руками. Вернувшись из добровольной ссылки, Ояма про должил работу над своим стилем, который на звал Кекусинкай, что можно перевести как «об щество абсолютной истины» или «путь к верши не совершенства». И вскоре принялся за нагляд ную пропаганду своего направления - так, после долгих тренировок возле бойни Ояма начал про водить бои с быками. Всего он провел пятьдесят один такой поединок (как в Японии, так и в США). Трёх быков убил, у сорока восьми страшными ударами отбил рога. Были потрясены даже не возмутимые японцы, а об американцах - в 1951 -1952-м годах Ояма провел в США одиннадцать месяцев - говорить нечего, тем более что демонстрировал он им и тамэсивари и проводил по единки с профессиональными боксерами, бор цами и представителями других единоборств, которые неизменно выигрывал - быстро и край не убедительно. В Штатах ему дали прозвище «Рука Господня» и «Божественный кулак», а популярность детища Оямы была невероятной. В 1954 году он открыл в Токио свой первый зал, а десять лет спустя на свет появилась междуна родная федерация IKO (INTERNATIONALKYOKUSHINKAIORGANISATION) с центром - Хон-бу додзе - в Токио.

В 1958 году появилась на свет его первая книга -WHATISKARATE?, а семь лет спустя Ояма издал свой бестселлер THISISKARATE (всего он напи сал более десятка книг, переведённых, наверное, во всех ста двадцати трёх странах, входящих в IKO). В конце 60-х ксерокопии первых его книг появились и у нас, произведя настоящий фурор, и стали путеводителями для мастеров советско го Кекусинкай. В 70-е о судьбе Оямы был снят фильм с символичным названием «Обреченный на одиночество» (другое название - «Поединок») - тот, кто хочет идти первым, должен идти один. В 1975 году он провел в Токио первый чемпионат мира, который с тех пор проводится раз в четыре года - и неизменно в столице Японии. Поединок изначально был одним из важнейших аспектов сти ля - как тренировочный, так и соревновательный. Так, уже в ходе первого своего экзамена ученик дол жен провести без перерыва пять двухминутных спаррингов, причем каждые две минуты против него выходит свежий соперник. Чтобы получить чер ный пояс, надо помимо всего прочего (а экзамен включает в себя также сдачу огромного количества техники) провести тридцать двухминутных беспре рывных поединков с тридцатью свежими соперни ками, которые тебя не щадят. Девять человек в мире Кекусинкай установили рекорд в сто беспрерывных поединков (а это более трёх часов боя без пере дышки, если брать чистое время, - но большинство заканчивалось досрочно, нокдаунами и нокаутами), а сам Ояма установил рекорд недосягаемый - три ста боев (по сто поединков три дня подряд). Правила поединков Ояма разработал самые что ни на есть суровые - полноконтактные, притом без вся ких защитных средств. К привычному арсеналу ка ратэ он добавил «лоукик», удар ногой по ногам, по заимствованный, судя по всему, из таиландского бокса. Очки делаются только в том случае, если со перник после пропущенного удара показал, что ему больно, или оказался в нокдауне или нокауте. Един ственный запрет был наложен на атаку рукой в голо ву - в противном случае чуть ли не каждый поединок заканчивался бы тяжелой травмой. Даже самые безупречные теории на практике тер пят изменения. Кекусинкай с его требованиями и правилами стал стилем для немногих, к чему соб ственно, и стремился поначалу Ояма. Однако со временем он понял, что необходима массовость. Стремление это, в свое время заставившее Гити-на Фунакоси смягчать и упрощать традиционное окинавское каратэ, тем самым искажая его суть, подвело и Ояму. Сначала по настоянию Европы были введены три весовые категории - до 70, до 80 и свыше 80 кг (чемпионат мира по-прежнему проводится лишь в абсолютном весе, причем вы игрывает не обязательно самый тяжелый). Затем европейцы стали пользоваться щитками на ноги, потом появились соревнования по ката для муж чин, затем - ката для женщин, а позже - и женское кумитэ по облегченным правилам - и это при том, что Ояма долгие годы был категорически против женского каратэ.

Понятно, что Кекусинкай привлекал и привлекает   многих, однако к тяжелейшим испытаниям готовы далеко не все. Выбирая между верностью тра дициям и популярностью, Ояма остановился на последнем, забыв о том, что массовость ведет к профанации. Стиль для немногих стал стилем для многих, раскрыв двери не только истинным бойцам, но и тем, кто особо изнурять себя не собирался. Десять миллионов занимающихся - звучит неплохо, но зато и принципами поступиться пришлось, притом значительно. Шаг этот отчасти был вынужденным - конкурен ция со стороны так называемых основных стилей (в которых соревнования проводятся по бескон тактным правилам) ощущалась всегда. К чести Оямы надо отметить, что после создания в 30-х годах на базе трех окинавских направлений четы рех основных японских стилей - Сетокан, Сито-рю, Годэю-рю и Вадо-рю - появилась еще масса стилей, но только детищу Оямы удалось поднять ся до уровня остальных. Которые, надо признать, Кекусинкай не жалуют. Известный мастер Масаю-ки Хисатака, обладатель 9-го дана, заявил автору этих строк, что вообще не считает Кекусинкай за каратэ, и то же самое повторил уже упоминавший ся Хироказу Каназава. Впрочем, взгляды у каж дого свои - Кекусинкай точно так же не принимает «бесконтактное каратэ». Со временем начались у Оямы и другие проблемы - слишком сильны стали европейские каратисты. На третьем чемпионате мира, разрушив скую монополию, получил бронзовую медаль англичанин Коллинз, а на следующем чемпионате взял второе место швейцарец   Энди Хуг. И это при том  что, по свидетельству побывавших хотя бы на  одном мировом первенстве, судейство таково, неяпонцу выиграть у японца фактически невозможно.

Посягательство на монополию Ояму не обрадовало - у него и в руководство стилем всегда входили толь ко японцы, хотя Европа и Америка выступали за создание интернационального руководящего органа. В конце 80-х начал политику, направленную на ос лабление конкурентов, заявив, что вместо больших национальных федераций должны быть образова ны маленькие федерации - одна на каждые десять тысяч занимающихся - которые и будут выстав лять сборные на чемпионаты мира. Действуя с са мурайским коварством, отбирая дипломы и титу лы у непокорных и вручая их покорным, Ояма рас колол Америку. А с Европой не получилось - спло ченная под руководством англичанина Стива Арнейла, она дробиться отказалась, выразив готов ность в случае чего отделиться от Японии и разви вать стиль самостоятельно. Управлять своим дети щем по собственной воле создатель оказался не в состоянии.

 

Игорь Оранский

Спорт-экспресс

 

Токио.

На 72-м году жизни от рака легких

Скончался основатель и глава одного

Из наиболее популярных стилей

Каратэ Кёкусинкай. 20.04.94г.