Дзё-дзюцу

Дзё - палка длиной около 120 - 130 см. О серьезности и значимости этого оружия говорит хотя бы уже тот факт, что до сих пор дзё официально находится на вооружении некоторых подразделений японской полиции. В том числе и тех, которые охраняют императорский дворец в Токио! Техника дзё-дзюцу достаточно близка к технике бо-дзюцу, но благодаря малым размерам палки, более богата, функциональных возможностей больше . Техника современного Дзё обогащена бросками , болевыми и удушающими приемами. 
Дзё-дзюцу - искусство боя короткой палкой «дзё». Термином «дзё» обозначают палки диаметром около 2,5 -3 см, длиной от 100 до 150 см (чаще всего 125 см), изготовленные из японского дуба «каси».
Дзё наносятся прямые тычковые удары (яп. 突きцуки), рубящие удары сверху вниз (яп. 袈裟斬りкэсагири), косые удары по корпусу и ногам противника (рубящие) (яп. 討ちути), а также выполняются блокировки от ударов руками и другим оружием.
Дзе, несмотря на свою кажущуюся простоту и безобидность, является универсальным и очень эффективным оружием самозащиты и нападения. В арсенале техники работы с дзе наравне существуют как тычковые удары, так и секущие. С дзе можно работать как в фехтовальной манере (наносить только удары), так и сочетать технику ударов со всевозможными бросками, зацепами, удушениями и удержаниями (при помощи дзе). Если техника работы с мечом различных школ имеет много схожих моментов, то техника работы с дзе в различных школах и клубах  может существенно различаться 
Но при более детальном рассмотрении всего многообразия можно выделить четыре основных способа (метода) использования дзе в айкидо.
1. Защита от нападения с дзе.
2. Фехтование дзе против дзе.
3. Фехтование дзе против меча.
4. Броски при помощи дзе от атак безоружного или вооруженного (танто, бокен, дзе и т.д.) нападения.
Вы можете выбрать длину дзё по своему росту. Для нужно измерить расстояние от пола до подбородка - это и будет длина дзё.
Есть ещё один стандартный размер дзё - он определяется расстоянием от пола до подмышечной впадины.
Канонизация приёмов боя с обычной метровой палкой приписывается самураю Мусо Гонносукэ. Ранее Мусо изучал технику работы "бо" школ Тэнсин-Сёдэн-Катори-Синто-рю и Касима-Синто-рю. Освоив все секреты бо-дзюцу, он отправился странствовать из провинции в провинцию со своим нехитрым оружием. В поединках с противниками, вооружёнными алебардами и мечами, он не знал поражений. Возгордившись, Мусо послал вызов Миямото Мусаси, величайшему фехтовальщику эпохи. Схватку он проиграл, но великодушный Мусаси подарил побеждённому жизнь. Вне себя от горя, Мусо удалился на южный остров Кюсю и там жил долгие годы отшельником в глубине гор до той самой ночи, когда к нему, как и следовало ожидать, снизошло озарение (сатори). Наутро Мусо, следуя божественным рекомендациям, вырезал палку из бука и стал разучивать движения, представлявшие нечто среднее между бо-дзюцу и кэн-дзюцу - "искусство дубины". С помощью дзё-дзюцу было удобно наносить тычковые удары по болевым точкам. К тому же, размеры палки давали больше простора для жонглёрских манипуляций.
В итоге, заменив рокусяку-бо на более короткую, лёгкую и, следовательно, удобную модель - дзё (120 - 125 см, диаметр 2,5 см), или дубинку, Мусо Гонноскэ создал новую разновидность фехтования на палках - дзё-дзюцу и основал школу Синдо-Мусо-рю, прославив-шуюся своими 64 приёмами боя, которые составили её основу.
С тех пор школы дзё-дзюцу стали плодиться во множестве, но все они носили эзотерический характер, а в новое и новейшее время существовали при Федерации кэндо. В 1955 г. возникла независимая Всеяпонская федерация дзё-до (Дзен-Нихон-Дзё-Дзюцу-Рэнмэй), но и поныне многое в технике дзё остаётся загадкой, как, например, 64 секретных приёма школы Синдо-Мусо-рю, ведущей происхождение от легендарного Мусо.
Интересно отметить, что все тренировки с дзё проводятся без протекторов, а удары (за исключением наиболее опасных) наносятся в полную силу. Подобная методика обучения не только воспитывает мужество, но и даёт великолепную "набивку" тела, развивая мышечную броню и притупляя болевые ощущения. Между тем, в кэн-дзюцу, а позже в кэндо при работе с мечами из тяжёлого дерева (боккэн) и даже из бамбука (синаи), не говоря уж о настоящих, стальных, протекторы на корпус, шлем и забрало использовались обязательно.
Одним из вспомогательных предметов, изучавшихся в большинстве школ японских воинских искусств, было искусство отбивания стрел (ядомэ-дзюцу) при помощи меча или голыми руками. В самурайской коннице никогда не использовались ручные щиты, которые мешали орудовать мечом или алебардой и вообще рассматривались как излишняя роскошь. Иногда в качестве щита выступал снятый с головы шлем, но чаще самураи полагались на ловкость рук. Скорость, глазомер и отрешённость "духа-разума" были залогом успеха. Многое зависело также от правильной стойки, дающей возможность дотянуться до стрелы и отбить её в полёте, в каких-нибудь десяти-двенадцати сантиметрах от тела. Самым трудным был момент нанесения парирующего удара (дзансин). Каждая новая стрела, выпущенная другим стрелком и с другой дистанции, несла в себе элемент неожиданности и исключала возможность удачного "механического" повторения. Отбивая одну стрелу, нужно было одновременно фиксировать взглядом вторую, третью, четвёртую, мгновенно определять степень опасности и реагировать только на летящую в голову или грудь. Стрелы можно было отбивать одним или двумя мечами, что считалось делом сравнительно простым, либо рукой в латном нарукавнике. Вершиной мастерства было умение перехватить стрелу на лету. В рыцарском эпосе встречается упоминание о самураях, остававшихся целыми и невредимыми под дождём стрел.
При освоении техники ядомэ в школах на стрелы надевали мягкие тряпичные или ватные шарики. Тренировка, где одного исполнителя обстреливало несколько лучников, напоминало игру в пинг-понг на огромных скоростях. Качеством ядомэ и вообще быстротой реакции характеризовался класс мастерства, степень совершенства виртуоза воинских искусств бугэйся. 
Такой разброс в длине показывает, что довольно трудно провести грань между собственно дзё-дзюцу и бо-дзюцу. Кроме того, очевидно, что дзё-дзюцу генетически связано с бо-дзюцу. На это указывает, например, распространенное название короткой палки «ханбо» — «половинный шест» (обычно этим термином обозначаются палки длиной около 90 см.). Имеется в виду, что в школах, пользовавшихся этим термином, короткая палка делалась в половину длины шеста «бо» (в некоторых школах ханбо делали в половину длины копья). Если же палка подгонялась под конкретного человека, то чаще всего ее делали длиной «до пояса» (косикирибо). Однако существовали и особые разновидности дзё. 
Дзё считается оружием самообороны. В сущности, в старину это была обычная походная трость, которую брали с собой в дорогу все пешеходы. В целом, техника работы дзё сочетает в себе приемы, позаимствованные из арсенала меча, длинного шеста и дзю-дзюцу. Однако по характеру преобладающей техники можно выделить две группы школ: «боевую» и «полицейскую». В «боевых» школах дзё-дзюцу преобладают удары. Дзё нередко держат одной рукой ближе к одному концу или за середину, что позволят работать как бы прямым и обратным хватом одновременно. Это дает некоторое преимущество в схватке с несколькими противниками. В лицо, горло, в сердце и солнечное сплетение, в пах наносят тычковые удары, а по суставам рук и ног — секущие. 
В разных школах дзё-дзюцу используются парные комплексы ката, в которых боец сражается с противником, вооруженным либо мечом, либо дзё. По этому признаку все школы дзё-дзюцу можно разделить на две группы: «антимечевые» (дзё-тайкэн) и «антипалочные» (дзё-тайдзё). 
В схватке против фехтовальщика с мечом палку не подставляют под лезвие катаны, а бьют противника по рукам или сбоку по его клинку. Последнее действие грозит неприятелю поломкой меча, который не терпит сильных ударов по боковине. Очень часто в дзё-дзюцу используют удары со скользящим хватом, что делает их непредсказуемыми. Как правило, оба конца дзё используют одинаково, но есть и такие школы, в которых четко различают «кончик» и «зад». 
В «полицейских» школах дзё-дзюцу основу арсенала составляют различные болевые приемы, удушения, зацепы ног из арсенала дзю-дзюцу. Тренировки нередко идут без всяких протекторов, а удары (за исключением самых опасных) проводят в жесткий контакт. Подобная методика не только воспитывает мужество, но и дает хорошую «набивку» тела, развивая мышечную броню и притупляя болевые ощущения. Впрочем, во многих школах при исполнении парных ката, сопровождающихся реальным нанесением ударов, используют толстые плотные нагрудники из кэндо. 
В настоящее время наибольшее распространение в Японии получила школа Синто Мусо-рю, которую основал в 1615 году Мусо Гонносукэ Кацуёси, адепт школы Катори Синто-рю. Классический канон этой школы составляют 64 приема. Спустя 300 с лишним лет, в 40-е годы XX века, мастер Симидзу Такадзи начал преподавать ее в главном полицейском управлении, благодаря чему Синто Мусо-рю распространилась в первую очередь среди полицейских по всей Японии. В результате в 1955 г. была создана Всеяпонская федерация дзёдо (Дзэн Ниппон дзёдо рэммэй). Ее первым президентом был Симидзу Такадзи. 
Широчайшее распространение Синто Мусо-рю не позволило прославиться другим школам дзё-дзюцу. Среди таковых можно отметить Дайэн-рю, Суйо-рю, Имаэда син-рю, Цубаки котэнгу-рю. Кроме того, технику дзё-дзюцу изучают в ряде школ комплексного боевого искусства например, в Кукисин-рю, Ямамото Мухэн-рю, Иккаку-рю и некоторых других.