Улица Кирчанова

Кирчанов Александр Николаевич (1919—1987)
— живописец, народный художник РСФСР, член Союза художников СССР. Представитель старшего поколения в искусстве Кузбасса. Первым из кузбасских художников начал участвовать на всесоюзных и республиканских выставках, первым был принят в Союз художников СССР, первым был удостоен почетных званий «Заслуженный художник РСФСР» и «Народный художник РСФСР».
Родился А.Н. Кирчанов в городе Томске. Когда мальчику исполнилось три года, его семья переехала в Щегловск (старое название Кемерова до начала 30-х годов ХХ столетия). Желание рисовать появилось в довольно раннем возрасте, и это доброе начинание, стремление охотно поддерживала мама Александра Николаевича. В частых разговорах Мария Георгиевна охотно рассказывала сыну, как его дедушка на досуге писал иконы, что для него являлось определенной отдушиной. При этом влияние оказал и местный маляр, который приобщал соседских мальчишек трафаретить транспаранты и разрисовывать различные плакаты. В результате запах красок пропитал и пленил душу юного парня. После окончания восьмого класса в 1934 году устроился на работу в качестве ученика художника-оформителя в клуб кемеровской тракторной станции. Позже, набравшись некоторого опыта, стал трудиться художником в газете "Кузбасс". При этом в свободное от работы время много рисовал с натуры, а также копировал произведения именитых художников. Старания не прошли даром, судьба ему буквально благоволила, и в 1938 году Кузбасский краевой Дом народного творчества направил А.Н. Кирчанова в Москву на семинары для самодеятельных художников. Повезло как нельзя лучше, потому что в Доме народного творчества им. Н.К. Крупской занятия проводили известные мастера, такие как И.Э. Грабарь, В.С. Сварог, Ф.А. Фролов и др. Именно в столице нашей необъятной Родины Александр Николаевич написал два больших полотна: "Вручение Красного знамени Первому Луганскому полку" и "В.И. Ленин и Н.К. Крупская в деревне Кашино". Конечно же, столь значимый творческий дебют соответствовал тому времени, эпохе всеобщей идеологизации общества. В мае 1941 года молодой автор вновь приезжает в Москву на семинар по подготовке к Всесоюзной выставке "Оборона СССР". Именно здесь состоялась незабываемая встреча с маршалом Советского Союза С.М. Буденным, что также повлияло на его мироощущение, обогатило внутренний мир.
Начавшаяся Великая Отечественная война в судьбу А.Н. Кирчанова внесла суровые коррективы. В декабре 1941 года его призвали в ряды Советской Армии, и в скором времени в составе авиационной части перебросили на 3-й Украинский фронт. Художественный талант пригодился даже в годы войны: чертил топографические карты, выпускал боевые листки с карикатурами на врага, а ночью урывками старался писать с натуры. К сожалению, некоторые фронтовые портреты стали последними в жизни его однополчан. Пришлось видеть большую людскую трагедию, смерть друзей, разрушения и осиротевших ребятишек. С этой поры детская тема также стала проходить красной нитью в творчестве. Долгожданный День Победы уже встретил в освобожденной от фашистов Австрии.
После демобилизации в 1946 году возвратился в Кемерово и устроился на работу в Кемеровские мастерские Художественного фонда. Благодаря большой работоспособности А.Н. Кирчанов добился значительного успеха и признания в Кузбассе, Новосибирской области и на республиканских, всероссийских выставках в Москве. С начала 50-х годов ХХ столетия считается одним из ведущих живописцев Сибири. Заметную роль в творческой биографии Александра Николаевича сыграли многочисленные поездки на так называемую "Академическую дачу", которую в свое время основал великий русский художник Илья Репин. Именно на этих выездных пленэрах в Высшем Волочке собирались художники из разных стран, чтобы поделиться своим опытом и перенять лучшее у своих коллег. Творческие уроки, совместная работа и непосредственное общение с художниками обогатили багаж А.Н. Кирчанова.
Приятный парадокс заключается в том, что Александр Николаевич не получил специального художественного образования, но достиг невероятных творческих вершин. Война, ставшая временем суровых испытаний, закалила его характер, научила ценить жизнь, любить людей и добросовестно трудиться. К каким бы темам и сюжетам он ни обращался, его основополагающей идеей являлась радость бытия. А.Н. Кирчанов относится к старшему поколению художников, и с творчеством этого мастера напрямую связано становление и развитие изобразительного искусства в нашем регионе. Думается, Александра Николаевича по праву можно считать классиком кузбасской живописи.
Умер Александр Николаевич Кирчанов 27 июля 1987 года.
После его смерти в 1989 году в Кемерово был открыт мемориальный музей художника, представляющий коллекцию его картин. Его именем художника в Кемерово названа одна из улиц города, на доме №71 по проспекту Советский, где жил Кирчанов, установлена мемориальная доска.(Авторская работа А.Хмелевского)

Мемориальный музей в мастерской народного художника РСФСР Кирчанова А.Н. был открыт в 1989г. и вошёл в состав Кемеровского областного краеведческого музея. Это уникальный единственный в области музей одного художника! Музей в музее! Александр Николаевич Кирчанов (1919-1987гг) - представитель военного поколения, который не получил специального образования, но достиг невероятных творческих высот и признания. Экспозиция музея достаточно полно отражает творческий путь художника. В мемориальном музее художника представлено: личные вещи, документы и фотографии и, конечно же, самое главное - это картины, этюды, эскизы. К особо ценным в музейной коллекции относятся фронтовые рисунки и работы, написанные художником в 1950-60-е гг. и 1970-80 е гг. В мастерской представлены мольберты и этюдники, кисти и краски художника. И самые разнообразные предметы, сопутствующие творчеству любого художника, а также целая коллекция костюмов для создания художественных образов: от шахтёрской робы до телеутского национального платья.