Мать всего оружия

 В Китае и Японии среди людей, практикующих боевые искусства существует поговорка: "Палка - мать всего оружия". Дело в том, что палка, обладая свойствами, присущими большинству других видов оружия, часто ведёт себя подобно им - рубит, как меч, колет, как копьё, наносит удары, как дубинка, и тычки, как кинжал, короткий конец палки, зажатый в кулаке, бьёт, подобно кастету и т.д. Техника палки включает в себя разнообразные приёмы, которые выполняются и с многими другими видами оружия, поэтому человек, хорошо владеющий палками разной длины, с лёгкостью может использовать множество видов оружия - от меча и алебарды до ножа и кастета. Именно поэтому во многих школах ушу изучение оружия начинается с палки.
Рассказ об оружии мы начнем с различных типов палок и шестов. Депо с том, что движения, выполняемые шестом или палкой, можно производить и мечом, и копьем, и алебардой, и цепью (при выполнении восьмерок и перехватов). Палка, подобранная с земли или оказавшаяся1 под   рукой,   может   стать   наиболее   вероятным   помощником в неожиданной схватке (при этом ее роль может сыграть и обрезок трубы,  и кол,  выломанный из изгороди).  Во  многих видах боевых искусств обучение работе с оружием начинается именно с шеста или палки,   на   примере   которых   постигаются   универсальные принципы владения почти любым видом холодного оружия. В то же время, палка ил шест - это оружие скорее боевых, нежели воинских искусств, и подвиги совершавшиеся     китайскими       или       корейскими монашеским ' слецподраэделениями",      вооруженными      исключительно своим посохами, - скорее, исключение из общего правила. Кроме монахов, которых на Востоке посох был "профессиональным оружием", никаки у ь е воинские подразделения посохами не вооружались.
Согласно классификации чхонмедо, шесты и палки делятся на четыре основных размера, которые определяют и технику работы ими. Эти ж размеры приложимы и к характеристике длины любого иного оружия как дреекого так и клинкового.
Первый размер. Он варьируется вокруг человеческого роста (до бровей, рост плюс рука, рост плюс кулак). Такой размер имеют шесты. Техника работы ими предполагает использование, в основном, обеих рук и широкого хвата, а их длина позволяет вести бой на большой дистанции,! прикрывать бойца "телом" шеста и даже упирать один его конец в землю, проводить выпускающие удары, а иногда даже совершат прыжки с опорой на шест.
Второй размер: до   подбородка, до подмышки, от колена до уха, д пояса, до талии и т. п. Такую длину имеет короткий шест. Им такж можно работать двумя концами, используя широкий хват, но меньшая длина этого шеста дает  больше  возможностей для разнообразных) перехватов,   зацепов,   зацепов  концами,   использования  оружия как рычага   для    бросков    или    боевых    удержаний,    что увеличивает возможности короткого шеста в ближнем бою. С другой стороны, им можно эффективно работать и узким хватом, что дает возможность! манипулировать   им,   как   мечом.   Оружием   этого   размера также работают, в основном, двумя руками, хотя использование одной рук применяется чаще, чем в предыдущем случае. Из-за такого обили возможностей чхонмедо рассматривается этот тип шеста как основное, базовое   оружие,   техники   работы   которым   накладывается   как древковое, так и на клинковое оружие.
Третий размер: длиной в руку, до бедреной кости, от локтя до кончиков пальцев и т. п. Такую длину имеют палки, которые держат, в основном одной рукой. Такая длина позволяет использовать палку как в одиночно/и так и в парном варианте, выполнять различного рода кистевые движения с активным вращением руки в запястье, благодаря чему можно развивать высокую скорость движений и ударов в разных плоскостях, выполнять кистевые хлещущие удары. Основные приемы -рубящие и тычковые удары дальним концом. Ближний, выступающий за кулак со стороны мизинца, конец используется гораздо реже. Овладение парными палками - прекрасная база для последующего овладения любым другим парным древковым или клинковым оружием.
Четвертый размер: длиной в ладонь, в предплечье, в полтора кулака и т. п. Такую длину имеют короткие палки. Техника работы ими построена, в основном, на захватах, удержаниях, тычках по уязвимым точкам. Хлещущие рубящие удары используются реже. Дополняющая руку короткая палка служит базой для освоения техник с коротким оружием кастетного хвата.
А теперь перейдем к конкретному разговору об этом "боевом дреколье".
Еще до рождества Христова одним из основных видов оружия китайских солдат была бамбуковая пика шу - длинное древко с острым концом, но без металлического наконечника Длина ее составляла более 3-х метров, что позволяло использовать эту пику для поражения воинов, находящихся на колесницах. Техника работы ею допускала проведение приемов обоими концами, поэтому китайцы относят шу к разряду шестов. Впоследствии, после исчезновения колесниц как рода войск, шу эволюционировала в негибкий шест примерно в рост чеповека, окованный железом на концах.
Техника работы шу значительно отличается от техники работы китайским шестом гунь. В ней присутствуют отшибающие и преграждающие удары, которые гораздо удобнее проводить негнущимся оружием. Чаще, чем в технике работы гибким шестом, встречаются отмашные удары вверх, удары в сторону обратной стороной шеста. Держат шу чаще всего так, чтобы один из ее концое упирался в середину ладони. Большинство ударов выполняется с подхватом второй рукой.
Но наиболее распространенным видом шеста в Китае является гибкий гунь, а наиболее распространенной техникой работы им является шаолиньская. Многие поклонники боевых искусств знают историю о том, как в 1562 г. отряд шаолиньских монахов, вооруженных своими "осохами, принимал участие в борьбе с японскими пиратами, свирепствовавшими на восточном побережье Китая. Несколько меньше известна история о том, как еще в конце династии Юань (1341-1368 гг.) во время набега повстанческого отряда "красных повязок", которые, "озникнув как ан ммонгольское опопчение, быстро превратились в обыкновенные банды, один монах, вооруженный посохом, рассеял Цопую группу бандитов, напавших на монастырь Шаопинь.
Первый известный нам трактат, посвященный работе шаолиньским шестом, относится к 1614 г. И вообще, по свидетельству историков, в XUI - начале XUII вв. техника боя с палками в шаолиньском монастыре превалировала над искусством кулачного боя. И хотя шаолиньская техника считалась в то время не самой лучшей, большой труд монахов по кодификации техники, позволяющей вычленить свой стиль, широко распространенные легенды о Ша лине как центре всех боевых искусств и большая стабильность и простота их стиля позволили ему дожить до наших дней в то время, как многие другие, возможно, более интересные, растворились в многочисленных мелких направлениях или умерли вместе с их последним носителем.
Ранняя шаолиньская техника включает в себя тычковые и рубящие удары, простейшие отбивы. Сложных вращений и передвижений нет, но есть комплексы, построенные на верхнем хвате шеста, позволяющем быстро менять тактику работы на разных дистанциях или при постоянном соприкосновении папок, движения которых напоминают ход ткацкого станка. При атаке противника защищающийся отжимает концом своего шеста его оружие, уводит его, меняя траекторию его движения, нанося одновременно удар - укол вдоль его шеста. В более поздних вариантах техник появляются разнообразные вращения и прыжки с шестом, которые очень любят показывать в современных китайских фильмах.
Другой известный шаолиньский комплекс, не похожий на прочие, -"Шест летящего Мары" - построен, в основном, на тычковых ударах в уязвимые места и атаках конечностей, главным образом - колена Движения   его   более   скупы,   отводы   мягки,   вращения  и прыжки отсутствуют.
Похожая техника применяется и в работе шестом в традиции стипя ' Вечная весна" (юншунь, он же винчун). Там основными элементами являются тычки и короткие выпускающие удары. Рубящие наносятся в основном дальним концом шеста. Много работы кончиком шеста по земле, а техника парного боя своей системой тычков и парирований напоминает европейское фехтование.
Зато в работе шестом в технике тайцзи-гунь собственно тычковых ударов почти нет. Зато есть много петель восьмерок; движений подбивающих вверх; круговых размашных и сметающих ударов. Шест очень часто держат одной рукой, что усиливает инерцию движения шеста на рубящих ударах, Все движения более мягкие и плавные, а амплитуда их часто бывает широкой.
Очень инт ересна и техника работы шестом в багуа, где его держат в  основном,   за  один   конец  двумя  руками.   Амплитуда движения управляющими шестом руками достаточно скупа, но дальний конец при этом   движется   по   очень   широким   траекториям, сочетающимся изощренной техникой перемещения.
Красива и эффектна работа шестом в стилях иммитирующего направления,   среди   которых   наиболее   известны   "шест обезьяны (хоугунь) и пьяный шест" (цзуйгунь). Покровителем "шеста обезьяны" его пагЧмдаочым создателем считается царь обезьян Сунь Укун. геро
классического китайского романа "Путешествие на Запад", наводивший ужас на демонов и небожителей своим буйным нравом и сверхъестественным владением своим магическим железным посохом, с которым он никогда не расставался, превращая в иглу, которую носил за ухом- "Шест обезьяны" изобилует прыжками и переворотами с шестом, запрюгиванием на шест, целлянием за него на весу. По сравнению с классическими техниками, в нем гораздо больше работы одной рукой. "Пьяный шест" как бы дополняет движения пьяного человека и то служит опорой "потерявшему равновесие" бойцу, в том числе и при выполнении мостика, то оружием, которым наносится каскад стремительных ударов. Шест сам "гуляет, как пьяный", и его гибкость только усиливает игру. К "имитирующим направлениям" относится и "шест богомола", для техники которого характерна постоянная смена хвата, скольжение ладони по древку и работа на выпускающих ударах при хвате только двумя руками. При выполнении блоков и ударов часто присутствует "кистевой доворот", напоминающий движение отверткой, что способствует и увеличению силы удара благодаря спиралевидному "доведению" его, и сосказьзыванию вражеского оружия с поворачиваемого так шеста при блоках.
Техники работы шестом есть и во многих других традиционных китайских стилях - "мэйхуа" (Сливовый цветок), "Шести соединений" (люхэ) и ряде других. В современном спортивном ушу техника работы шестом, разработанная в 1956-59 годах, является эклектической и базируется на нескольких традиционных стилях, среди которых преобладают шаолиньский. Для нее характерны рубящие и восходящие удары, лодбивы вверх, заведение шеста за спину и использование его в качестве опоры для прыжков, встречаются различные толчки, блоки, размашные удары. Шест держат, в основном, двумя руками.
В Китае известны три основных типа шестов: дагунь (большой шест) длиной значительно выше человеческого роста (до 210-250 см); тоугунь (шест с головкой) длиной примерно в человеческий рост, и цземигунь (шест до бровей). Надо отметить, что тоугунь - это шест, у которого один или оба конца сточены на конус на длине примерно в 10 см. Он существовал в двух вариантах. Шуантоугунь (двуглавый шест) с конусами на обоих концах применялся в северных шаолиньских стилях, а также во всех "внешних" стилях традиционного ушу, включая даже южный стиль "цай ли фо", где он назывался лунсингунь. Техника работы таким типом шеста включает в себя большое количество вращений и рубящих движений обоими концами шеста, который, как правило, держат широким хватом.
Одноглавый шест дуаньтоугунь использовался в южных шаолиньских стилях. Больше всего он напоминает обыкновенный кол, поскопьку конус у него только на одном конце. Он менее распространен, а техника работы им во многом подобна технике работы копьем.
Цземигунь, доходящий до бровей, применялся, в частности, в стиле "мэйхуа", а особо длинные шесты - в стиле "уланбагуагунь" ("техника пятого   брата   и   восьми   триграмм").   Легенда   рассказывает, что
означенный пятый брат (кит. "улан") был сыном полководца Ян Е, непревзойденного мастера боя на копьях и героя воин с киданями. Техника семьи Ян сохранилась и по сей день н считается одной из наиболее известных и красивых. Кидани никак не мо ли победить полководца и его сыновей, сражавшихся с ним бок о бок, пока некий предатель не посоветовал им вооружиться специальными цепями 1 длинным соединитепьным эвеном. Удар по копью таким цепом выводил его из строя, поскольку соединительное звено обмать вапось вокруг наконечника копья, и выдернуть его уже было невозможно Ян Е и большинство членов его семьи погибли, но пятый сын нашеп прибежище в Шаопине, где, лишенный возможности работать копьем как острым оружием, запрещенным в буддийском монастыре, разработал технику боя шестом, вобравшую в себя и шаолиньскую традицию, и техники его семьи: у его копья как бы отломался конец. С помощью этой техники пятый брат впоследствии расправился с убийцами своей семьи Его шест легко выскальзывал из захватов цепа.
Средняя длина одноглавого шеста - 220-24- см, двуглавого - 190-210 см. Современный шест, используемый в спортивном ушу, имеел примерно такую же длину при толщине 3,2 см. Конусообразной заточки на концах у него нет. Зато его дальний конец может быть несколько тоньше ближнего, за который, в основном, держат шест. Толщина этого шеста может составлять 3,2 см на ближнем конце и 2,0 см на дальнем, что в сочетании с гибкостью шеста оказывает сильное влияние на амплитуду его колебаний.
Японский шест бо негибкий. Его длина и толщина обычно подбиралась индивидуально, но средний стандарт длины колебался от 160 до 280 см. Шест мог быть окован железом на концах и быть как бамбуковым (такэбо), так и деревянным. Сечение его могло быть круглым (марубо), квадратным (какубо), шестигранным (роккакубо) или восьмигранным (хаккакубо). Толщина шеста варьировалась и составляла от 3 х до 5-ти см в середине до 1,8-2,5 см на концах, что помогало обе лечить равновесие на обоих концах и делать тычковые ударь боле* чувствительными Понятно, что утончение шеста к концам было плавным.
Развитие техник с шестом началось в Японии с конца XU1 в Первой! школой, где бо был принят на вооружение нар вне с мечом, была школа Син-Синкагэ-рю ("Истинная Синкагэ"), основанная Ога авару Нагахару. Другой известной школой владения шестом является школа Каторн, знаменитая обилием техник, прыжков, падений, переворотов! Японская техника впадения бо во многом построена на работе с вращением шеста по разнообразным кругам и восьмеркам, с которых наносятся как рубящие, так и тычковые удары, способные легко расколоть кирпич. Тело бойца служит при этом как бы подвижной осьКИ вокруг которой шест выписывает замь словатые фигуры провсуЯ отвлекающие маневры, вращается за спиной, атакует ноги.
Как и в Китае, шест мог изготовляться из дерева. У**3 упоминавшиеся усэны (монахи-воины) из Шаопиня  сражались про* японских пиратов именно железными шестами весом в 15 кг. Примерно от 4-х до 9-ти кг весил тэцубо - "железный посох" их японских собратьев сохэев, которые своим воинственным нравом и частым вмешательством в государственные дела и междуусобные войны были известны гораздо больше, чем усэны. Самураи также пользовались тэцубо, но у них он был, в основном, восьмигранным
Длина посоха на Окинаве - 180-190 см - была равна средней длине японского шеста, то есть 6 сяку (сяку - 30,3 см). Он так и назывался -рокусякубо, что значит "бо длиной в 6 сяку". Этот шест длиной около 180 см имел круглое сечение диаметром 3 см. В отличие от собственных японских техник, на Окинаве шест рассматривали как естественное продолжение человеческого тела, дающее возможность наносить удары с более дальней дистанции, обеспечивать более надежную защиту при блоках, проводить захваты, зацепы и броски.
Были шесты и большей длины, - в 8 и 9 сяку - хассякубо и кюсякубо. Предположительно, они ведут свое происхождение от того длинного шеста, которым управляется дальневосточная лодка на мелководье. Однако, их слишком большая длина ограничивала возможности их применения. И сегодня с кюсякубо известен лишь один комплекс формальных упражнений - ката.
Сунакакэбо - разновидность шеста, происшедшего от весла. Длина его подобна длине бо, а в технике применения акцент делается на режущих ударах. Впрочем, и само весло - зку, тоже является оружием окинавского кобудо. Но этот тип оружия уже не является собственно шестом, а занимает переходное положение между шестами и древковым оружием, так как удары им, в основном, наносятся боковой поверхностью его лопатообразной части.
Принцип работы шестом в ниндзюцу подобен окинавскому. Техника тоже была достаточно проста и не включала в себя особо сложных стоек, кругов, восьмерок, перехватов. Главный принцип - простота, экономность и эффективность движений. В работе шестом очень много скользящих блоков, когда шест используется как направляющая для оружия противника. Приемы рассчитывались на противника, вооруженного не шестом, а режущим оружием - мечом или алебардой. Поэтому, к примеру, при сливе нижняя рука не охватывала шест, а только поддерживала его сзади так, чтобы скользящий вдоль шеста меч не обрубил пальцы. При развороте шеста одна рука цепко Держит его при поворотах, являясь как бы осью вращения, а вторая подхватывает его то с одной, то с другой стороны.
Техника боя на шестах была развита в Корее. Древнейшие комплексы °я на этом оружии входили в "Муетоботхонджи" - единственного Дошедшего до нас трактата по корейским боевым искусствам, «писанного в 1790 г. и вобравшего в себя более ранние тексты. Риведенный нами парный комплекс построен на достаточно простой
оте широким хватом и включает в себя базовые рубящие и тычковые УДары, блоки и отбивы. Более мягкие отводы и атаки с разворотом °кРуг своей оси применяются реже.  В "Ассоциации  18-ти техник".
занимающейся сейчас в Южной Корее воскрешением традиций "Муетоботхонджи", изучают не только этот комплекс, выполняемый шестом высотой в рост, но и используют отработку форм с шестом как базу для последующей работы с древковым оружием вообще Там же изучают и китаизированные комплексы, отличающиеся большим количеством кругов и восьмерок. Техника работы более коротким до плеча, шестом чынбон построена, в основном, на использовании его инерции. Много мощных сшибающих ударов в горизонтальной плоскости, когда шест держат двумя руками за самый кончик, часто используется вращение шеста одной рукой, держащей его за середину.
Корейский шест называется бон, или пон и имеет три основных! размера: чанбон, или чхонбон - шест в человеческий рост; чунбон 4 шест до плеч и танбон - короткий (парный) шест, соответствующий по классификации чхонмедо палке.
Шест фигурирует и в таких корейских боевых искусствах, как чхарек и куксуль. Техника работы шестом длиной в рост в чхарек построена на вращениях его за середину правой рукой. Левая рука используется для подхватов на блок или для фиксирования удара. В куксуль же шест используется не только для выполнения комплексов формальных упражнений, но и для спарринга, который считается прекрасным упражнением для развития контроля над собой, своим дыханием и умением наращивать скорость и фиксированные удары. Движение партнеров осуществляется по кругу. Они находятся друг против друга, стараясь зеркально повторять все движения. В случае, когда одному из них это не удалось, следует атака через центр круга. Техник существует много. Наиболее часто употребляемые - боковые удары в голову, подсекающие удары по лодыжкам и икрам, атаки в колени или в горло, прямые тычки, в том числе и в нервные центры, много техник построено на опережении противника. Блоки встречаются как стандартные жесткие, так и уклонения с линии атаки вниз или в сторону. Применяются заброс шеста за спину и обездвиживание противника, например, прижимание его шеста своим к полу с одновременной атакой его нервного центра на стопе. Большое внимание уделяется умению крепко держать шест и не выпускать его из рук. Уронивший свое оружие на поле битвы платил за это жизнью.
Шест как оружие боевых искусств фигурирует и во многих странах Юго-Восточной Азии. Под название тойя и гайюн он встречается в боевых искусствах Индонезии и Малайзии - силате и пенчак силате Таиланде шест плонг активно используется в национальном фехтован краби крабонг Это длинный шест, выполненный из твердых пор дерева, который может быть на концах окован железом. Н Филиппинах известно два типа шеста - арнис кавайян и сибат. Первый считается более традиционным оружием филиппинского арниса он примерно высотой в рост и имеет равную толщину по все длине. Техника работы им нацелена, в основном, на удерживание противника на дистанции, хотя захваты, замки и броски с его участием встречаются достаточно   часто.    Много    обкруток,    приемов,    на равленнь х «а обезоруживание противника, на использование шеста в ближнем бою. Шест активно применяется для контролирования положения корпуса и движений врага. Поскольку арнис кавайан трактуется как две соединительные палки, тычков и выпускающих ударов им почти нет. форма сибата напоминает билпиардный кий, который держат за один конец. Техники его применения подобны южно-корейским техникам работы шестом. Сибат достаточно тяжелый. Поэтому им нельзя наносить серии ударов, а блоки им выполняются с выраженным наклоном тела.
Много техник владения шестом есть в Индии, и они достаточно разнообразны. Например, в пакистанском боевом искусстве бана его просто вертят над головой для предтвращения подхода противника. Зрелище напоминает вертолет на холостом ходу. Полутораметровый шест используется в тамильском боевом искусстве силамбам Само название этого искусства, по одной из версий, является звукоподражательным, имитирующим звук, издаваемый при ударе палкой. Толщина шеста составляет от 1,25 до 2,5 см. Им можно работать как одной, так и двумя руками, применяя рубящие, тычковые и размашные удары. Объектами атаки обычно служат голова, плечи, ноги, корпус. Умелый мастер силамбам в состоянии отразить палкой бросаемые в него камни, разогнать большое количество противников, совершать с шестом в руках сложные прыжки. Сейчас силамбам превратился в спортивную игру, где победитель определяется чаще всего по количеству прикосновений его шеста к противнику. Только полицейские некоторых штатов изучают силамбам как боевое искусство. Другой тип шеста, распространенный в штате Махараштра, называется латхи. Его длина также около полутора метров, а вес 0,6-0,8 кг. Толщина 1-1,5 см. Техника владения латхи тоже включает в себя отбив камней, но в ней больше элементов, направляемых на ломание рук врага или нанесение ему кровоточащих ран частыми ударами по корпусу. Похожие техники в других штатах Индии называются дхап пакади, карратам, недувади. Упражнения с шестом коптхари являются неотъемлемой частью тренировок в другом широко известном боевом искусстве калари паятту. Более длинный шест здесь именуется кеттукари, а короткий - курувади. Тренировка направлена на то, чтобы за короткое время нанести противнику несколько сокрушительных ударов.
Кое-что известно и о работе шестом в Европе. В Англии и Скандинавии он использовался как учебное оружие и был известен среди крестьян. Согласно одной из легенд, битва Робин Гуда с послушником Туком произошла именно на шестах, а не на дубинках. Правда, техника работы шестом была достаточно примитивна. Широкий верхний хват и главным образом рубящие удары на разные уровни. Иногда лишь применялись зацепы, толчковые удары в ближнем бою и подбивающие Удары снизу вверх, в область паха. Правда, надо помнить, что шест был Достаточно толстым в обхвате и не очень годился для восьмерок или выпускающих ударов. Это, собственно, был даже не шест, а кол. На подобных принципах базировалась и техника боя дрекольем  в России в тех регионах, где бой им был хоть как-то кодифицирован (например, районе Новгорода).
Шест  мог  иметь  оригинальные  навершия.   Например, корейски конбон,   оружие   буддийских   монахов,   имеет   на   конце широко еми антиметровое лезвие. Часто на концах шестов размещают крюки ориентированные на одну или несколько сторон. Воткнув в конец Шест лезвие, можно было превратить его в копье. Так поступали японски ниндзя, присоединяя к шесту нож, так поступали окинавские крестьяне, втыкая   в   него   двусторонний   стилет   нунтэ.   На   юге   Китая на попуторометровуюпалку так насаживался железный наконечник, что в конном бою это оружие можно было использовать как копье, а в! пешем,   сняв   его,   снова   как   обычную   палку.   Хотя   это оружие существовало еще в Древнем Китае, по традиции стиль работы и называется "13 способов шаолиньской южной палки-копья" (Наньшаоли шисань цянгунь). Большое разнообразие наверший было на монашеских посохах. Классический вариант представляет из себя три плоских, иногда с заточенным краем, полукруглых ребра из металла, насаженных на] конец посоха наподобие скипетра. Иногда к ним крепились гремящие при любом движении кольца.  А вообще,  считается,  что навершие монашеского посоха могло иметь любую форму, кроме острия. Это привело к созданию большого количества лопатообразных наконечников, насаживаемых на шест, но об этих "боевых лопатах" разговор у нас пойдет позже. Пока хочется только упомянуть так называемый чаньский посох (чаньгунь), который, хоть и относится к классу лопат, был широк" известен среди шаолиньских монахов и рассматривался ими как особая разновидность шеста с навершиями на обоих концах.
Интересные навершия на шестах были в Японии. Так, например, секретный шест "Школы девяти демонов" имел на конце 4 остри расположенные по углам квадрата, и прикрепленную к этому же конц шеста железную цепь достаточной длины, способную захлестнуть] оружие противника. Таким навершием можно выполнять много разнообразных движений, но в большинстве школ они служили как бы усиливающейся накладкой на наиболее популярные техники.
Поговорим   теперь   о   коротких   шестах.   Наиболее разработаны техники боя с этим оружием в Японии, где под этот стандарт подпал оружие длиной от 3-х до 5-ти сяку,  то есть от  90 до   150 см( Разновидностей его существовало много: дзе, цуз, сутику, сансякубо! енсякубо,     госякубо,     госякудзе    и    т.    п.    Однако, наиболее распространенным   название,   пожалуй,   является   ханбо,   что значи "половинный   шест".   Длина   его   около   130   см,   и   оружие л использовалось во многих  школах дзю-дзюцу,  как древних, так современных.  В них он служит,  в основном, для комбинированны] захватов запястий и болевых удержаний рук и ног. В некоторых школах он используется еще и для блоков, зацепов за ноги и за шею, коротки тычков. Ханбо широко использовался и в тайхо-дзюцу, боевых техника японской   средневековой   полиции,   целью   которой   было   ие убит
преступника, а разоружить его и захватить живьем. Подобно более длинному шесту, ханбо можно было подсечь противника сметающим ударом, или "достать" его тычком в солнечное сплетение, но большинство техник было направлено на работу этим шестом в условиях ограниченного пространства узких улочек, коридоров, помещений, переходов. Типичным примером использования этого шеста в тайхо-дзюцу может служит следующая связка. Мощный тычковый удар в грудь заставляет противника согнуться и выпустить из руки оружие. Тогда шест подсовывают под руку противника, одновременно контролируя его второй рукой. Затем следует заход за противника и залом его руки с испопьзованием просунутого шеста как рычага.
Подобную технику с шестом аналогичной длины используют многие школы, делающие акцент на реальный бой или систему подготовки телохранителей. Это и корейское хапкидо, и чойкендо Германа Попова.
Другое популярное название японского короткого шеста - дзе, что можно перевести и как "посох", и как "дубинка" Дзе считается изобретением самурая Мусо Гонноскз. Будучи хорошим фехтовальщиком на мечах и в совершенстве изучив техники работы шестом в нескольких японских школах, Мусо послал вызов самому Мусаси Миямото - лучшему мастеру меча первой половины XUII в. Поединок он проиграл, шест его был сломан, но жизнь Мусо Мусаси сохранил. Удалившись с оставшимся у него обломком шеста в горы, Мусо обрел там просветпение и начал разрабатывать форму с оружием, техники которого совмещали и движения меча, и движения шеста. Через некоторое время он снова бросил вызов Мусаси и на этот раз оказался победителем, отплатив жизнью за жизнь. Дзе - очень мощное оружие в руках профессионала, вращающего его с такой скоростью, что шеста не видно. Наряду с ударами, напоминающими рубящие и режущие* удары мечом, в дзе-дэюцу много техник, связанных с постановкой шеста под руки вооруженного противника. В отличие от ханбо, один конец дзе при работе обычно упирается в ладонь хозяина. Клубы любитепей дзе-дзюцу существуют при федерациях кэндо и айкидо, создатель которого Морихэй Уэсиба был большим мастером работы этим оружием. Длина дзе 120-140 см, сечение круглое диаметром 3-4 см. Более короткий вариант дзе - от бедренной кости или талии до пола, используется для разнообразных жонглерских манипуляций, перехватов, кругов, восьмерок, за которыми обычно следуют мощные рубящие удары. Техника работы дзе позвопяет обеспечить защиту во всех направлениях и разогнать большое количество невооруженных противников.
Похожий принцип положен в основу действий коротким шестом чунбон, которым работают в куксуль. Там используются как восьмерки, выпускающие удары и тычки, характерные для работы обычным Местом, так и рубящие удары, похожие на удары мечом, а также -кувырки с шестом, перехваты его через спину и атаки с колена.
Примерным аналогом дзе в Китае служит гибкая папка бяньгань, по Длине (114-140 см) соответствующая г принятой нами классификации короткому шесту. Толщина ее 2-2,5 см, а радиус кривизнь при ударе -35-38 см. Техника работы такой палкой, известной в Китае с конца династии Мин (1386-1644 гг.), составляет нечто среднее между шестом и плетью. Иероглиф, обозначающий слово "плеть" (бянь), присутствует не зря в названии этого оружия. Держат бяныань в основном двумя руками.
К разряду коротких шестов можно отнести и китайское боевое коромысло" бяньдан. Длина его может доходить до 2-х метров, но обычно составляет 120-110 см. Дугообразный изгиб древка обеспечивает определенные преимущества при нанесении ударов режущего и подшибающего типа, а также - при обводящих движениях, когда легкий поворот одного конца вызывает большую амплитуду движения другого. Удобно бить изогнутым оружием и за прямые блоки. В современном китайском ушу есть несколько дуйляней - учебных поединков с употреблением такого коромысла как против голых рук, так и против различного оружия, в том- числе и такого специфического, как парный молог.
Техники работы коротким шестом известны в Индии, и во Вьетнаме.В Индии, например, к этому типу относится одна из палок, применяемых в силамбам, или нава - шест длиной 110-120 см, имеющий на концах короткие обоюдоострые лезвия длиной 7-9 см. Длина вьетнамского шеста - от колена до бровей. В технике работы им широкий хват применяется для блоков, коротких тычков или уводов вражеского оружия, сопровождаемых ударом ногой, в то время как большинство рубящих и размашных ударов наносится с узкого хвата когда шест держат двумя руками почти за самый конец. При этом одна из рук постоянно перемещается по шесту, превращая обыкновенные рубящие удары в выпускающие. Короткий шест является и базовым оружием такого синкретического стиля, как чхонмедо, где техники как бы разделяются на 3 группы: "на шест", то есть рубящие удары и тычки при широком хвате оружия, толчковые и отводящие удары захваты и зацепы; "на меч" - рубящие, режущие и тычковые удары узким хватом, в том числе и ближним концом, сливы и парирование, сметающие удары; "на цепь" - разнообразные вращения, перехваты, размашные и отмашные удары, круги и восьмерки. Эта классификация указывает на те виды оружия, в которых эти техники наиболее широко употребляются. Особое внимание уделяется умению перейти с одной группы техник на другие, "блокируя как шест и атакуя как меч".
Среди палок наиболее известны филиппинские. Умение филиппинцев прекрасно владеть палками как оружием было отмечено испанским»' хрониками почти сразу же после "открытия" ими этой страны и, согласно пегецдв, именно палкой там был убит Франсуа Магеллан. Палки эти называются бастон, или мутон. Длина их может бь ть или 65-80 см, или 25-30 см. Держат папку обычно так, чтобы ее ближний конец выступай за держащий палку кулак на 8-10 см. Толщина папки - от 2 до 4,5 см.
Техника работы одной длинной папкой называется соло бастон, двумя длинными палками - синавали, длинной и короткой - эспада и дага.
Синавали включает в себя не только рубящие и секущие удары, большинство из которых жестко блокируется, но и удары ближним концом палки в ближнем бою, разнообразные обводы или зацепы своей палкой палки или руки противника. Сипа удара зависит от сочетания движения палки по прямой или по кругу. Нет большого количества вращений и тычков, равно как и сугубо жестких или сугубо мягких техник. Двумя палками можно даже сломать меч, прижав его, к примеру, одним концом к земле с помощью первой палки и ударив по нему в области гарды второй. На работу парными палками легко накладываются техники работы любым другим парным оружием -обоюдоострым мечом, серпом или топором.
При использовании только одной палки - в соло бастон, в технике появляется много хпещещих ударов, позволяющих за короткий отрезок времени провести серию быстрых ударов. Кисть при этом слегка разворачивается, и каждый новый удар приходится на другое место. Левая рука не заведена за спину, как в европейском фехтовании, а активно используется для захвата или контроля атакующей руки противника. Может она и поддерживать руку с палкой, как для более жесткого отшибающего блока, так и при прижимании своим оружием оружия врага к земле при резком уходе вниз. Но обычно она используется для захвата его руки. Пока левая рука держит руку противника, правая наносит серию секущих ударов, напоминающих выбивание дроби барабанными палочками. Захваты и замки с применением палки нацелены на запястье, локтевой или плечевой сгиб. Они обеспечивают и хорошую возможность контратаки, когда противник стеснен, и болевое давпение, заставляющее его двигаться в нужном направлении. Свободная рука может быть на подхвате и во время бросков. При этом во время тренировок акцент делается на то, что продвинутые мастера должны с одинаковой легкостью работать на обе стороны вне зависимости от того, какой рукой наносится удар, и наносить удары и правой, и левой руками.
Эспада и дага буквально переводится как "меч и кинжал", и действительно напоминает технику работы этим оружием. Короткая палка служит для парирования и тычков, длинная - для вращений и рубящих ударов. В современном варианте это направление часто практикуется с дубинкой и ножом, который держат в левой руке и используют для тычков, и для размашных режущих ударов по мышцам и сухожилиям противника.
Разные ветви филиппинских искусств предпочитают и разные техники. Например, в зскриме основным оружием является одна палка, в арнисе "Две, но в любом случае - папки - это "визитная карточка" филиппинских боевых искусств, в которых обучение начинается именно с работы п*лками.
Палка присутствует и в арсенале окинав кого кобудо. Короткая палка А^ной 60 см, употребляемая в одиночном варианте, называлась танкон.
Пара белее коротких и толстых палок называлась танбо или нид ета бо Подобные короткие палки использовались и в тайхо-дзюцу. Там они применялись но столько для ударов, сколько для захватов и контролирования. К примеру, при попытке противника толкнуть полицейского в рудь тот как бы накрывал своей палкой руку противнику прижимал ее к своей груди, а затем, отступая назад и нагибаясь, вынуждал противника упасть на колени, так как его прижатая палкой со стороны запястья ладонь оказывалась в болевом замке.
Ниндзя тоже работали короткими палками (тандзе), употребляя их, в основном, для парирования и тычковых ударов по уязвимым местам противника. Была у них в арсенале и техника одновременного использования палки и ножа.
В Корее работа палкой длиной в руку, как в одиночном, так и парном варианте, практикуют в чхарек. В этом боевом искусстве палка употребляется для нанесения кистевых ударов по рукам и корпусу противника со скоростью до пяти ударов в секунду. Техника работы парными палками здесь органично ложится на базовые техники работы голыми руками однако спарринг на оружии разработан не столь изощренно, как на Филиппинах. Зато большое внимание уделяется самообороне без оружия против противника с оружием, в том числе - с шестами и папками. А вот работа палками в хварандо считается одной из лучших в мире по многообразию применяемых приемов.
Наиболее часто встречающееся название короткой палки в Китае -шоу по ыгунь Под этим названием фигурируют лалки как длиной в руку, так и длиной в предплечье бойца. Но собственно палка как оружие в этой стране использовалась мало - слишком большим был арсенал разнообразнейшего оружия подобной длины, в основном -парного. Палка здесь рассматривалась, скорее, как женское оружие. Держали ее главным образом за середину. Техника включала в себя сложные повороты между пальцами, отводящие блоки, прикрывающие не только кисть, но и предплечье, и локоть; короткие тычки, большой арсенал отвлекающих движений. Вариантом парной палки были цзюе -разновидность короткого шеста конусообразной формы, трансформировавшегося из мундштука для лошади. Это оружие также применялось достаточно редко, и, как правило, снабжалось дополнительными крючками и султанами, напоминающими "боевой чубук". То же самое можно сказать и об оружии, напоминающем и формой, и размерами скалку для теста. Такое оружие встречается в шаолиньских направлениях ушу, где оно снабжено рукоятью. Некоторые варианты этого оружия могут иметь не круглое, а квадратное сечение.
Как оружие третьего размера можно условно рассматривать и "шест крысиного хвоста" (шумигунь), состоящий из двух разъединяющихся секций одинаковой длины, но разного вида: одна более толстая, прочная и негибкая, а другая - сильно гнущаяся и солидно окованная железом на конце. Соединенные друг с другом, эти секции образовывали шест нормальной длины, интересная и сложная техника работы которым включала в себя обилие хлещущих и подсекающих ударов на нижнем уровне, когда гибким концом как бы мели понизу; и развитый арсенал тычков этим же концом, способный проткнуть чеповека насквозь. В разъединенном виде этим оружием работали как парным, используя веерный бой. К палкам относятся и все виды полицейских дубинок, древнейшая из которых - индийская гадка, или гатка. Ее длина составляет около 1-го м, рукоять четко выде ена и прикрыта колокопообраэной гардой. Иногда гадка обтягивалась кожей для смягчения ударов. Техника работы ею включает в себя достаточное количество фехтовальных элементов. В сочетании с гадкой может быть использован и небольшой кожаный щит фари. Что же до большинства современных дубинок, как гибких, так и негибких, то все они обычно имеют четко выделенную рукоять и ременную петлю, благодаря которой дубинка не выскакивает из руки владельца. Рукоять рассчитана обычно на одну руку. Вес и толщина дубинки могут быть различными, равно как и длина. Некоторые дубинки, например, варан, имеющий внутри полость, ло которой перекатываются стальные шарики, являются достаточно сложной конструкцией. Однако, техника работы ими, в основном, включает в себя рубящие и секущие удары наподобие ударов палкой или плетью. Тычки   и   удержания   используются   достаточно   редко,    только в
ц а н техниках. Есть и телескопические варианты дубинок, длине которых колеблется от 20 см в сложенном виде и до 60-ти в раздвинутом. Раздвигаться они могут автоматически или вручную, могут быть гибкими (при различной гибкости разных концов) и негибкими, иметь гарду с приспособлениями для защиты пальцев, дополнительными выступами для захвата оружия противника ипи быть способными поражать электрическим разрядом
Типичным примеров короткой палки является корейский танбон, имеющий в классическом варианте длину около 30-ти см и диаметр 2,5-3 см. Изготовляется танбон из твердых пород дерева, и поэтому папка зта достаточно увесиста. Танбон используется и в х л ид и в куксуль, причем в последнем - даже в парном варианте, и рука, сжимающая танбон, красуется на эмблеме Всемирной ассоциации куксуль.
Короткой палкой можно наносить хлещущие отшибающие кистевые удары, зажав в кулак один ее конец. Удары наносят, в основном, по внутренним поверхностям предплечья и плеча на руке, особенно часто поражая область запястья, где кость наиболее уязвима. Легкие кистевые удары наносятся на высокой скорости и трудно отразимы. Взяв короткую палку за середину, ее можно использовать для захватов и удержаний, подстраховывая себя второй рукой. Накладывая ее вдоль ладони и запястья, ее используют как протектор. Меняя тип хвата, наносят тычковые удары обоими ее концами. Иногда к концу такой палки тоже крепится петля. Можно продеть в нее свою руку, используя палку как короткую дубинку, но в хапкидо, например, петля зта служит для иных целей. Палку там держат за противоположный конец или середину, указательный палец придерживает конец петли, манипулируя которой можно поймать палец или всю кисть противника, чтобы затем провести захват или бросок гораздо эффективнее.
В Японии подобная короткая палка называется явара и служит атрибутом многих школ дзю-дзюцу, где тоже употребпяется для захватов, удержаний и тычковых ударов в уязвимые места. Само слово явара происходит от древнеиндийского ваджра, что значит "молния", или "УАаР молнии". Ваджра была атрибутом богов ведического пантеона, как бы их ритуальным оружием и имела вид короткой палки или жезла, обычно с утолщениями или сложными навершиями на одном или обоих концах. В Японии же под яварой понимали как короткие палки разной длины и формы (как более длинные, длиной в предплечье, так и выступающие за кулак всего на 1-2 см), так и более сложные конструкции с разнообразными дополнительными элементами, более близкие к кастету, чем к палке. Впрочем, даже простая короткая папка, зажатая в купаке, может существенно увеличить силу удара наподобие свинчатки.
В Индии и Юго-Восточной Азии короткую лапку держат, в основном, за середину. Концы ее. которые могут быть утолщены или заострены, являются точками концентрации силы при ударах боковой поверхностью кулака. Типичным примером короткой палки такого типа является индийская конда, длина которой 13 см, а оба конца заточены. Ее просто зажимают в кулаке во время рукопашного боя. На Филиппинах и Индонезии короткие парные палки называются табак малиит. Они выступают на несколько см с обеих сторон кулака. При работе этими палками упор делается на быстрые выпады и принятие таких позиций, при которых не требуется применение большой силы. Основная техника работы ими построена на первоначальном выполнении блока и контроле атакующей руки противника.
Глубоко разработана техника боя короткими палками различной длины, толщины, формы в шоу-дао - одном из современных направлений боевых искусств, корни которго уходят в корейскую традицию. Эти палки имунеют там "когтем каменной птицы", и техника боя этим "когтем" прекрасно накладываетя на базовые техники работы руками. Палка служит не только для захватов, зацепов и удержаний, но и для проведения тычков в нервные центры, секущих, царапающих и режущих ударов, помогает при проведении бросков и удушений.
На базе японской явары американский специалист по боевым искусствам Такаюки Кубота разработал новое и достаточно популярное сейчас оружие куботан - укороченный вариант явары, выполненный в виде брелока для ключей. Возможность держать такую палку еще и за кольцо или, наоборот, бить ключами, висящими на нем, расширяет круг боевого применения этого оружия.
Понятно, что приемы работы яварой очень легко использовать, манипулируя любыми предметами сходных размеров и конфигураций, будь то складной зонт, карманный фонарик или скрученный в трубку журнал. Как тонкую, заостренную на одном конце короткую палку можно  трактовать и  карандаш или  авторучку,   техника применения которой детально разработана в хапкидо, где она считается "табельным оружием" этого направления наравне с танбоном и крючкообразной тростью чипхзнъи. Однако, о технике применения авторучки мы поговорим позже, когда речь пойдет о коротко оружии вообще.
Весьма любопытный вариант короткой палки используется в чрезвычайно интересной и ау еничнои корейской школе боевых искусств симмудо. Она похожа на укороченный билл ардныи кий с округлым шишкообразнь м иавершием на толстом конце. Держат ее так, что эта "шишка" выступает за кулак, а указательный палец или оттопырен и выпрямлен, или лежит вдоль палки. Палкой симмудо можно выполнять как рубящие и хлещущие удары, так и тычки или накалывания. Хват используется как прямой, так и обра ныи
Естественно, шесты и палки могут использоваться не только как оружие, но и как тренировочные снаряды или приспособления для лечебной гимнастики, наработки мышечного корсета, массажа позвоночника, стоп, ладоней и т. п. Так, например, китайская "палка Великого Передела" тайцзибан длиной 30-50 см и диаметром до 5 см сегодня известна и популярна не как оружие, а как "снаряд" для выполнения различных комплексов оздоровительных и лечебных упражнений в цигуне.
Шест, посох или палка могут служить базой или хранилищем для разнообразных форм крь о о оружия. Простейший вариант использование полой палки или трости для хранения меча, ножа или стилета. Такое устройство имели многие виды европейских тростей или костыль" гупти. Точно также можно спрятать цепь, а гирьку, к которой она крепится, замаскировать под навершеие, чтобы оглушить или захлестнуть противника неожиданно. Ферудэе японцы называли полый шест с длинной цепью и шаром внутри, распространенный в XU1-XUII вв. Внутри палки или шеста можно спрятать складное или вылетающее лезвие, благодаря которому простая палка сразу же превращается в боевой серп, а шест - в копье или алебарду.
Можно поступить и так: спрятать лезвие в полой части, но не фиксировать его там, чтобы под воздействием силы инерции оно на какой-то момент вылетало бы, а затем снова скрывалось. Понятно, что в зтом случае выполняются широкие, размашистые удары. Можно заставить шест стрелять отравленными иголками или другими видами миниатюрного оружия - шариками, болтами, стрелками, спрятав в нем трубку с пружинными механизмом. Можно и, наоборот, использовав полую трубку в ближнем бою, а затем, внезапно поднеся ее ко рту, плюнуть во врага какой-нибудь мерзостью. Можно сделать шест телескопическим, внезапно увеличивающимся в длине, или разборным, превращающимся из шеста в две палки, шумигуню. Можно вставить в шест гибкое сочленение, превратив его в двух- или ех екционньи Вариантов много, но работа подобным оружием " с секретом" всегда строится на факторе внезапности, когда одно оружие превращается в другое. Подобные "устройства" широко использовались по всему Востоку, но фантазия японских ниндзя была самой богатой. Их шесть вмещали в себя целый арсенал оружия и подручных средств, включая лестницы, отмычки, дыхательные трубки и многое другое.
И шест, и палка являются основой для создания других классов оружия. Резко утолщив или утяжелив один конец палки, мы получим дубину, зволюционизировавшую во все остальные варианты ударного оружия - булаву, палицу, боевой молот. Загнув один конец палки или добавив к ней дополнительные рукоятки, получим оружие класса "загогулина" типа китайских боевых костылей гуай. Дополнительное гибкое сочленение превращает палку в секционное оружие типа боевых цепов всех видов. Заостренный на одном конце шест эволюционировал в копье, а использование его как рукояти или древка привело к созданию самых разнообразных типов древкого оружия. Но все эти виды оружия -дети одной матери, имя которой ШЕСТ.