Значение слова "Осу"


Интерпретация 1

Во многих стилях каратэ мастера часто используют слова “осу” или “ос” для выражения своего отношения к процессу тренировки. Существует множество интерпритаций значения этого слова и его происхождения. Ниже приводятся некоторые из наиболее часто употребляемых:
* По информации из хонбу Ситорю слово “Осу” происходит от кандзи “О” и является вербализацией концепции “О-Нин”. Буквально “О” означает “ нажимать, толкать, давить”. “Нин”, напротив, означает “ выносить, переносить, сопротивляться”. Таким образом, имеется очевидное противодействие двух сил – одна, из которых давит, а другая - сопротивляется этому давлению. Это слово говорят во время приветствий между старшими и младшими при входе в додзё, перед выполнением ката и после получения наставлений от своего учителя.
* Слово "Осу" - это второе, редко используемое чтение иероглифа “синобу”, который значит - “терпеть”.
* В каратэ Киокушинкай слово “Осу” используется как приветствие, а также часто заменяет выражения типа: "да, хорошо, согласен и извините меня". Молодые каратисты никогда не говорят "да" своим старшим, а используют слово "Осу" вместо этого.
* Согласно мастеру Ямадзаки Тэритомо, который был чемпионом Первого Всеяпонского Открытого Турнира по каратэ от Киокушин Кайкан (1966г.), слово "Осу" имеет "10 000 значений, выражающих стремление бороться несмотря ни на что, преодолевая на своём пути физические, умственные и духовные преграды, а также означает уважительные отношения между старшими и ответственность за взятые на себя обязательства для младших”.
* Согласно Камерону Квинну, видному австралийскому каратисту, который провёл три месяца, как ути-дэси в додзё Ояма Масутацу: “это слово охватывает бесконечное множество значений, а в самом простом смысле означает "устойчивость под давлением". Это слово выражает философию каратэ. Хороший ученик, как ожидается, должен иметь "дух Осу", чтобы познать суть каратэ.
* “Осу” означает “терпение, уважение и высокую оценку”. Чтобы развивать сильное тело и сильный дух, необходимо подвергнуться жёсткой тренировке, которую выдержать трудно. Каратисту приходится заставлять себя и “подталкивать” к тому, что он считает своим пределом. Ему хочется остановиться, но нужно бороться со своей слабостью и заставить себя победить. Чтобы сделать это, каратист должен проявить волю, упорство, и, прежде всего, терпение. Это терпение есть “Осу”. Причина, по которой каратист подвергает себя жёстким тренировкам в том, что он заботится о самом себе. Такая забота и есть признак того, что каратист уважает себя. Это самоуважение развивается и превращается в уважение к своему инструктору и товарищам. Когда каратист входит в додзё, он кланяется и говорит “Осу”. Это означает, что он уважает своё додзё и своё время, которое он тратит на тренировки там. Это уважение есть “Осу”. Во время тренировки каратист подбадривает себя и заставляет себя работать, как можно больше. Когда он заканчивает тренировку, то кланяется своему инструктору и своим товарищам и говорит “Осу” ещё раз. Он делает это из уважения к ним и из чувства признательности. Это чувство признательности есть “Осу”. Таким образом, слово “Осу” - это очень важное слово в каратэ. Оно выражает терпение, уважение и признательность. Все каратисты используют слово “Осу”, потому что оно напоминает им об этих важных качествах.
* Петер Урбан, основатель стиля Годзю США, который был ути-дэси в доме знаменитого мастера каратэ Ямагути (Годзюкай), утверждает, что именно Ямагути Гогэн ввёл слово “Осу” в практику каратэ. Слово “Осу” было общим “паролем” для всех выпускников Императорских Военных Училищ, по которому они узнавали друг друга. Подобные “пароли” существуют во многих учебных заведениях. В зависимости от ситуации, слово “Осу” означает: “да, привет, прощай, держи удар, терпи”. Это - “внутреннее” слово.

Интерпретация 2


«Oss!» - часто мы слышим. Специфика этого слова связана с Будо, поэтому речь пойдет о некотором недоразумении, которое заслуживает исправления.
Слово «Oss!» следует произносить как «Osu» (ударение на «О» и с выдохом), т.к. происходит оно от «OhayУgozaimasu» (Доброе утро), которое согласно традиции японского языка транскрибировалось в краткое «Osu» и, в общем-то, позволительно в употреблении только между близкими людьми. Кроме того, «Oss» может озадачить японца, т.к. имеет иной оттенок. Оно используется только в определенных «кругах», например, среди спортсменов, бандитов, хулиганов, мафии... Считается, что оно носит оттенок вульгарности, т.к. согласно японским культурным традициям - сокращение выражения вежливости непозволительно, поэтому это слово оставляет впечатление пренебрежения и лени, которая нарушает подчеркивание вежливости. В классическом додзё кюдо или кен-дзюцу поздороваться словом «oss!» нежелательно, т.к. вы сразу получите негативную оценку, если, конечно, из японской вежливости, они не пойдут вам на встречу ввиду вашего статуса иностранца. Необходимо знать и помнить, что «Oss» не соответствует понятиям Будо.
Но без Будо, относительно литературного японского языка, если вы умудритесь японца приветствовать «oss!», он будет удивлен, хотя, из-за японской вежливости и не покажет этого, но про себя отметит, что вы владеете знаниями японского языка на уровне ниже заурядного.
Почему же тогда это слово используется в каратэ? История каратэ недавняя и после 2-ой мировой войны некоторые группы каратэ были близки к хулиганской среде. Среди всех боевых искусств Будо, каратэ, в течение долгого времени, считалось наименее уважаемым. Это - факт, который нельзя отрицать.
Я считаю, что пора исправить это недоразумение, которое пойдет на благо статусу каратэ. Поэтому не вижу причин, чтобы, например, французский каратист, использовал «oss!», как знак мало почетной маргинальности.
Мы называем место, в котором занимаемся - додзё, хотя, в большей части случаев, это происходит просто в спортивном зале. Мы также знаем, что каратисты приветствуют на пороге этого зала. Кому или чему он посвящает свое приветствие? Ответом им зачастую служит баскетбольная корзина, а также спины и зады каратистов, которые окружили ее, чтобы проиграть. Лично меня такая ситуация шокирует, т.к. согласно принципам Будо, все и вся имеет значимость и смысл.
Согласно культурной традиции Японии приветствие осуществляется на пороге додзё, затем иногда неоднократно, во внутренней его части - сначала приветствуется алтарь духов, дух додзё, и наконец, дух войны. Даже для тех, кто не являются синтоистами, акт приветствия является свидетельством уважения по отношению к додзё, где мы занимаемся с искренностью, уважением к учителю, который старается преподать нам важные вещи, уважения к ученикам, с которыми занимаемся...
Неприветствие Духа додзё в религиозном контексте означает, что многочисленные проблемы останутся не полностью решенными или двусмысленными, т.е. пространство Додзё наполнено Истиной, которая просветляет Разум. Это представляет некоторую сложность для тех, кто занимается, например, в школьно зале, т.к. им нужно усилие для концентрации, чтобы войти в состояние, которая подразумевается в додзё.
Я думаю, что мы должны научиться вхождению в определенное состояния Разума, каким бы ни были условия окружающего нас пространства, поэтому не следует осуществлять ритуал приветствия на «автопилоте», т.к. это идет в размер с принципами Будо.
Говоря о способе приветствия поклоном в японской культуре, в додзё следует отличать, по крайней мере, два способа. Один - в знак уважения или вежливости, которому характерно склонение головы. Другой - без наклона головы, в отношении партнера или противника, которому вы должны проявить уважение, но при этом, не теряя бдительности.
Однако на выступлениях или соревнованиях мы часто видим эту ошибку. Японцы трактуют это, как неумелое подражание уроженцев Запада японским ритуалам, поэтому к ним нужно быть снисходительными. Я думаю, что такая оценка неприятна. Достаточно знать и хорошо применять эти, столь простые вещи.
Между тем, кто думает, что единственная форма – это «поклон противнику» и, следовательно, приветствует им в додзё, как ему кажется с наилучшими намерениями, на самом деле делает агрессивный и провоцирующий жест по отношению к другим, и в старые времена мог бы быть сразу же атакован.
Каратэ - боевое искусство, поэтому необходимо знать обе формы приветствия для того, чтобы их применять согласно ситуации.

Интерпретация 3


Как-то я попросил знакомую японку написать о значении этого слова, и вот что она написала. Приведу дословно и прошу помнить, что русский для неё не родной.
В настоящее время "Осс" часто встречается в области "Каратэ". В широком смысле оно употребляется как "внушать себе боевой дух" или "приветствие кому-либо".
Однако происхождение этого слова не определено в японском языке. Так есть одна версия, что «Осс» было сокращением "Ohayo gozaimasu" (Доброе утро). И его словосочетание состоит из двух иероглифов, подобранных по фонетическому совпадению.
Японские воины сначала употребляли «Осс» в качестве сокращённого приветствия "Охайо гозаймасу". Но поскольку вопрос связан с Каратэ, мы здесь рассматриваем его как широко употребляемое приветствие в мире Каратэ.
"Оссу" состоит из двух компонентов и читается "Осс" (слово "Оссу" звуку в слоге «ссу» не произносится, поэтому в транскрипции «Оссу» пишется «осс».) Но, если бы эти два иероглифа были разделены, тогда их нужно было бы прочесть по куну "Оситэ синобу" и перевести "подавляя, выдержать".
Однако прочтение имеет многозначность. Прежде всего, это зависит от определения значению слова ("Киокушин-каратэ" - один из самых популярных направлений области "Каратэ", определяют "Осс" как значение с уважением, благодарностью, терпением). В большинстве случаев, в этих словах заключается смысл, как духовность боевого искусства "Буси-до".
Вот, например, в самом начале древне-японской повести "Хэйкэ-моногатари" написано предложение: "Излишняя гордость приводит к гибели". В нём говорится о том, что если у гегемона есть сильная мощь, то она когда-нибудь обязательно приходит в упадок. А Каратист должен закалять себя своими приёмами (Baza), но одновременно должен относиться ко всем со скромностью, т. е. не иметь самоуверенности, хвастовства, высокомерия и т. д. Ему нужно следовать духовному голосу и снова продолжать достигать вершины каратэ. Таким образом, слово "осс" для каратиста служит заповедью.
К тому же, каратэ неизбежно связано с опасностью. При матче каратист должен атаковать противника своими приёмами, получать атаку, испытывать боль. От него всегда требуется сосредоточиться на себе. Если он борется с поверхностным духом, то он будет проигрывать. Так что, он часто внушает себе боевой дух.
Заметим, что Каратэ существует не для выступления с личными нападками на кого-л., а является нравственным самосовершенствованием. И так, говорят, что "каратэ начинается приличием, кончается приличием".

Интерпретация 4

В мире каратэ есть такое слово-пароль, как «ОС». Иногда его записывают иероглифами, означающими – собраться с духом. Его происхождение и происхождение иероглифического написания точно неизвестны.
В коллективной жизни такие общеупотребительные слова, поддерживающие микроклимат внутри группы и выражающие общий дух и настроение, не являются редкостью. Нет такого предписания, которое говорило бы, что должно использоваться именно слово «ОС». Вместе с тем нельзя, чтобы все выражали свою волю (да или нет) и свои идеи этим словом. Феодальный обычай беспрекословного подчинения других, обычай вторжения в личную жизнь человека должен уйти в прошлое. Что касается слова «ОС», то каждый человек сам определяет, как он будет его использовать. В его употреблении нет ничего дурного, но нет нечего хорошего.
Если это слово обладает особым смыслом, заставляющим толпу замолчать и пасть на колени, то возникает проблема того, кто и где может использовать это слово. В нём слышится особый смысл, отличающий его от других обычных приветствий, поэтому часто появляется чувство несоответствия и неуместности, как будто попадаешь в совершенно другой мир. Однако если это слово используется в хорошем смысле в коллективе для взаимопонимания – это хорошо. Как бы то ни было, использование этого слова – дело самих каратистов.
Чересчур частое использование этого слова – признак молодости. Но я думаю, что это лучше, чем полное молчание и невыражение своих чувств.
Хошу Икеда, «О сути каратэ»