Мастер меча Миямото Мусаси

Миямото Мусаси (яп. 宮本 武蔵, 1584 — 13 июня 1645),
также известен как Симмэн Такэдзо, Миямото Бэнносукэ, Симмэн Мусаси-но-Ками Фудзивара-но-Гэнсин,
или под своим буддийским именем Нитэн Дораку — японский ронин, считается одним из самых известных фехтовальщиков в истории Японии.
Современники дали ему прозвище Кэнсэй (яп. 剣聖, «Святой Меч»).
Мусаси стал знаменит благодаря выдающейся технике владения мечом, которую он с раннего детства оттачивал во множестве поединков, используя деревянный меч. Является основоположником школы Хёхо Нитэн Ити-рю или самурайского искусства боя на двух мечах нито-рю (яп. 二刀流). Школа «Земли и Неба». Ввёл понятие боккэна как вполне реального боевого оружия, а не тренировочного. Успешно использовал технику боя двумя мечами, длинным — катаной и коротким — вакидзаси. Также за два года до смерти, удалившись в пещеру на горе Кимпо неподалеку от города Кумамото, он написал «Книгу пяти колец» о тактике, стратегии и философии военного ремесла, которая пользуется определённой популярностью и в настоящее время.
Детство и юность
Подробности жизни Миямото Мусаси часто путаются с легендами о нем, а образ — с изображениями на гравюрах. Даже личность его матери и отношения с родителями до сих пор обсуждаются. Тем не менее исследователям удалось создать убедительный портрет этого человека.
Портрет Миямото Мусаси
Известно, что при рождении мальчика назвали Бенносукэ. Установлено, что он родился в 1584 году в японской провинции Харима на западе Хонсю, в деревне, от которой семья и получила фамилию.
Глава семьи Миямото Мунисай считался опытным мастером боевых искусств. Но отношения юноши с отцом были далеко не идеальными. Мальчик часто становился объектом слухов и сплетен о его биологической матери и не ладил с мачехой. Когда молодой человек вырос и стал практиковать работу с мечом, он пытался критиковать боевые приемы отца. После скандалов подросток сбегал к своему дяде Доринбо, синтоистскому священнику, который позже взял племянника на воспитание.
Личная жизнь
Согласно исследованиям, у знаменитого воина никогда не было жены. В конце своей жизни он написал список правил, среди которых критиковал идею брака, поскольку личная жизнь отвлекает человека, стремящегося к совершенству в боевых искусствах.
Тем не менее у философа были приемные дети, ставшие родными для него. Он усыновил своего первого ребенка Миямото Микиносукэ после долгого путешествия по дороге Сетцу. Ронин давно хотел иметь подопечного и понял, что Микиносукэ ему идеально подходит. Много лет они путешествовали вместе.
В 1623 году философ нашел 11-летнего Миямото Иори, а после — Такемуру Ёмона. Оба мальчика также стали ему сыновьями. В дальнейшем воин посвятил себя наставничеству молодых последователей как в боевых искусствах, так и в других практиках.
Фехтование и философия
Миямото вырос во времена больших перемен в Японии. Страна кипела феодальными войнами, когда старый правящий сегунат Асикага пришел в упадок, а затем рухнул в 1573 году. К 1600-му Япония разделилась на два лагеря: одни поддерживали Токугаву Иэясу, основателя последнего сегуната, на востоке, другие — Тоётоми Хидэёри на западе.
Будучи выходцем с запада, Мусаси служил в войсках Хидэёри, которые потерпели поражение в битве при Сэкигахаре 21 октября 1600 года. Иэясу тогда одержал победу и закрепил контроль над Японией. Миямото каким-то образом сумел сбежать и стал ронином — самураем без хозяина. Он решил выбрать путь шугеши — самурая, который бродит по земле в паломничестве под названием муша шуге, оттачивая навыки в смертельных битвах.
Дуэли в Японии тех лет были серьезным делом, часто смертельным, даже при использовании деревянного меча, называемого боккэн. Но смерть не беспокоила воинов: они следовали кодексу самураев бусидо, который ставил честь и славу превыше всего.
Первая такая битва для Мусаси состоялась, еще когда ему было 13 лет. Тогда он убил мастера боевых искусств Арима Кихея. Но известные дуэли мастера начались после того, как он приступил к паломничеству.
Дуэль Миямото Мусаси и Сасаки Кодзиро
Несколько лет воин скитался по Японии и бросал вызов другим самураям, чтобы отточить свои навыки и укрепить репутацию. Большинство этих дуэлей потеряно для истории. Самый важный его поединок состоялся против Сасаки Кодзиро — мастера меча из клана Хосокава по прозвищу Демон западных провинций. Он владел техникой цубамэ гэши, что означает «вращать меч со скоростью ласточки».
К моменту встречи со знаменитым самураем Миямото уже разработал свой стиль боя Нитэн Ити-рю, в котором используются два меча. Поединок проходил на уединенном острове Фунадзима, между Хонсю и Кюсю. По обыкновению ронин пришел с опозданием, чем сильно разозлил противника. Позже в работе «Го Рин Но Шо» мастер так говорил об этом: «Есть много видов волнений. Одно — это чувство опасности, второе — ощущение, что что-то выше ваших возможностей, а третье — ощущение неожиданности».
Ярость сослужили Кодзиро плохую службу: он не смог нанести наглецу смертельный удар и пострадал сам, упав замертво со сломанным ребром. Так как Демон западных провинций слыл до тех пор непобедимым, мастер двух клинков мог претендовать на звание лучшего фехтовальщика Японии. Но он стал величайшим самураем только после того, как закончил свои дуэльные дни.
Считается, что смерть Сасаки сильно опечалила философа, и он пережил духовное пробуждение. Позже воин участвовал в небольших поединках, но его муша шуге закончилось. Он погрузился в самоанализ и написал об этом времени:
    «Я понял, что я стал победителем не из-за исключительного мастерства в боевых искусствах. После этого, решив достичь более ясного понимания глубинных принципов, я практиковал день и ночь. Примерно к тому времени, когда мне исполнилось 50, я совершенно естественно понял путь этого боевого искусства».

Смерть
В 1643 году философ начал писать автобиографию «Го Рин Но Шо», известную как «Книга пяти колец» (Book Go Rin No Sho), которую он завершил за 2 года. Это трактат о стратегии, тактике и философии, который изучается до сих пор.
Считается, что причиной смерти знаменитого ронина стал рак грудной клетки. В мае 1645 года он преподнес подарки ученикам и духовное завещание «Доккодо» — 21 заповедь боевой дисциплины под названием «Путь одиночества», или «Путь идущего в одиночку». 19 мая 1645 года Мусаси скончался в пещере Рейгандо.
Памятник бою Миямото Мусаси и Сасаки Кодзиро
«Книга пяти колец» широко изучается не только мастерами боевых искусств или практикующими дзэн, но и бизнесменами, желающими применить стратегии философа. Подобно «Искусству войны» Сунь Цзы, некоторые советы знаменитого самурая имеют непреходящую ценность:
    «Нет ничего вне вас, что могло бы помочь вам стать лучше, сильнее, богаче, быстрее или умнее. Все внутри. Все существует. Не ищите ничего вне себя».
Образ великого воина неоднократно использовался в книгах, фильмах, видеоиграх и анимации. Среди них — роман «Десять меченосцев» Эйдзи Ёсикавы, картины «Самурай: поединок на острове» и «Миямото Мусаси: дуэль у храма Итидзёдзи», сериал «Мусаси», фильм «Миямото Мусаси» (2014), манга «Боец Баки».

За 6 дней до смерти Мусаси составил духовное завещание (по-японски произносится как «Доккодо»,
12 мая 1645 года) для своих учеников, которое назвал «Единственный верный Путь»:

    Не идти наперекор неизменному Пути всех времен.
    Не искать удовольствий плоти.
    Быть беспристрастным во всем.
    Убить в себе жадность.
    Никогда ни о чём не сожалеть.
    Не испытывать неуверенности в себе.
    Никогда не завидовать другому ни в хорошем, ни в плохом.
    Не испытывать грусти в разлуке.
    Не испытывать неприязни или враждебности к себе или к другим.
    Никогда не иметь любовных влечений.
    Ничему не отдавать предпочтения.
    Никогда не искать для себя удобств.
    Никогда не искать способов ублажить себя.
    Никогда не владеть драгоценными вещами.
    Не поддаваться ложным верованиям.
    Никогда не увлекаться каким-либо предметом, кроме оружия.
    Посвятить всего себя истинному Пути.
    Не ведать страха смерти.
    Даже в старости не иметь желания владеть или пользоваться чем-либо.
    Поклоняться буддам и духам, но не надеяться на них.
    Никогда не отходить от истинного Пути воинского искусства.

Афоризмы
    «Доблесть для воинского духа, вчера и сегодня - побеждать себя, завтра - побеждать слабейших, а потом - побеждать сильнейших.»
    «По-настоящему умелые люди везде успевают и никогда не кажутся торопливыми.»
    «Следует хорошо понимать и различать во всех вещах ритм расцвета и ритм угасания.»
    «Едва ли можно достичь подлинного понимания, опираясь на объяснения других.»
Интересные факты
    Самурай редко приходил вовремя на дуэль.
    На протяжении жизни Мусаси рисовал, писал книги, создавал скульптуры и разрабатывал положения военной стратегии.
    Могила мастера расположена в городе Кумамото, в парке Мусасидзука.